Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Зачем Российский союз писателей затеял выпуск роскошной 38-томной антологии своих авторов? Объясняет его президент Дмитрий Кравчук

Письменное народное творчество

Зачем Российский союз писателей затеял выпуск роскошной 38-томной антологии своих авторов? Объясняет его президент Дмитрий Кравчук

Михаил ВизельИнтервью и фото: Михаил Визель  

Российский союз писателей — организация, более всего известная поддержанием порталов stihi.ru и proza.ru, а также организацией ежегодных премий «Поэт года» и «Писатель года», которые вручаются при огромном стечении народа в Большом зале Правительства Москвы, — приступил к выпуску многотомной «Антологии русской поэзии и русской прозы». Речь идет ни много ни мало о 38 прекрасно изданных внушительных томах, в которые собраны произведения современных русских сочинителей, «консолидируемых» на «Стихи.ру» и «Проза.ру».

Отчего происходит некоторый «разрыв шаблона». Ведь авторы Стихи.ру/Проза.ру при посещаемости, измеряемой в сотнях тысяч, до сих пор имеют репутацию «самодеятельных авторов» — а тут вдруг мелованная бумага и золотое тиснение! «Год Литературы» решил поинтересоваться у президента РСП Дмитрия Кравчука: как этот проект получился и почему оказался запущен именно сейчас?

Дмитрий Кравчук: В этом году, как известно, исполняется 220 лет со дня рождения Пушкина. Хочется, чтобы собрание современных поэтов и писателей было представлено в максимально качественном издании: твердый переплет, мелованная бумага, каждой авторской подборке предшествует редакционная статья с фотографией автора, биографической и библиографической справкой. И чтобы такое издание вышло как раз к праздничным мероприятиям, когда вся страна вспоминает про Пушкина, а заодно и про литературу. Показать, что на самом деле поэзия и проза в наше время жива, что и сейчас пишется не меньше, чем при Пушкине. А хуже это или не хуже — об этом судить, конечно, читателям.

В «Антологии» мы постарались представить наиболее широкий пласт литературы всех жанров и всех направлений: лауреатов и финалистов национальных литературных премий «Поэт года» и «Писатель года», победителей и финалистов премии «Наследие», победителей конкурса имени Сергея Есенина «Русь моя», конкурса «Георгиевская лента» и конкурса поэтических чтений «Золотой микрофон». А также просто хороших поэтов и прозаиков, которые были выбраны экспертами Российского союза писателей.

Формат антологии позволяет увидеть и зафиксировать срез современного состояния литературы, массив текстов, набор жизненного опыта людей, которые занимаются литературным творчеством. Мы планируем сделать «Антологию» ежегодной, чтобы регулярно проводить такое исследование, кто и что пишет из современных поэтов и писателей, и фиксировать это для будущих поколений.

Сам факт участия в «Антологии» оставляет их навсегда в истории литературы. Это своего рода фиксация нынешнего литературного процесса, чтобы когда-нибудь в будущем можно было раскопать и посмотреть, кто там был в 2018—2019 годах, о чем они писали.

 Когда мы говорим «литературный процесс», под этим словосочетанием часто понимаются вещи, совершенно друг с другом не связанные. Для вас литературный процесс — это, очевидно, та бурная жизнь, которую ежедневно ведут на сайтах «Стихи.ру» и «Проза.ру» десятки тысяч посетителей. Для кого-то литературный процесс — это то, что происходит под обложками толстых литературных журналов. А для кого-то литературный процесс — это то, что происходит на новомодных сайтах со странными названиями, находящихся в странных доменных зонах. Насколько эти процессы пересекаются? Есть ли под обложками этих ваших книг авторы, которые засвечены в «Журнальном зале» или на сайте «Syg.ma» или «Воздух»?

Дмитрий Кравчук: Конечно есть. Когда я использую термин «литературный процесс», я имею в виду литературный процесс вообще, когда какое-то количество русскоязычных поэтов и писателей занимается литературным творчеством. При этом литературный процесс — это не только творчество, это еще и взаимодействие, обмен информацией между авторами, когда один писатель читает другого и, может быть, они даже общаются. Кто-то это делает лично при встрече, кто-то заочно. Для этой цели подходят и наши порталы «Стихи.ру» и «Проза.ру», и фейсбук, и «ВКонтакте», и многие другие.

Поэтому, где бы человек ни находился, мы открыты для того, чтобы издавать талантливых поэтов и писателей, которых мы ищем, прежде всего, в наших недрах, но также и в самых разных других местах, где только сможем встретить. При этом стараемся быть не ангажированными, не выделять какое-то одно эстетическое направление или жанр, а максимально нейтрально относиться ко всем. Если человек пишет и это кому-то интересно, то мы за то, чтобы все-таки представить его в «Антологии».

Конечно, есть определенный экспертный контроль, который не позволяет брать совсем слабые произведения. Но если об авторе спорят и у него есть как поклонники, так и оппоненты, и кто-то из них считает его состоявшимся — то это повод для того, чтобы включить его в «Антологию».

Как мы знаем, издать книгу, даже хорошо издать книгу, это только полдела. Вторая и более сложная половина — эту книгу распространить. Как у вас с этим дело обстоит?

Дмитрий Кравчук: Это, безусловно, очень сложный вопрос в нынешнее время. Дело в том, что поэзия сейчас вообще не продается. Я был недавно в «Библио-Глобусе», там современная поэзия лежит на самой дальней полке. Но мы стараемся делать этот проект не на потребу сегодняшнему дню. Это не та книга, которая может продаваться в электричках или где-то на книжных лотках, чтобы ее покупали в большом количестве. Тем более если учесть, что это многотомное книжное издание.

Мы совершенно не рассчитываем, что у «Антологии» будет широкий круг читателей. Эта книга адресована в первую очередь экспертам, которым мы дарим полную подборку. В книжные магазины также поставляем, но в ограниченном количестве, потому что магазины сейчас прекрасно понимают, сколько и каких книг они могут распространить. Если это популярный роман — речь бы шла о тысячах экземпляров, а если это такое издание, как наша «Антология», — то о десятках или даже единицах. Но, конечно, «Антология» распространяется в интернете, где каждый желающий может купить себе как полное собрание, так и отдельные тома, и эта возможность сейчас — самое главное.

Если раньше статус и успех книги измеряли тиражами, то сейчас, на мой взгляд, давно уже другое время. Многие тексты доступны в электронном виде, а книга несет в себе в первую очередь коллекционную ценность. Наша «Антология» адресована прежде всего ценителям литературы, экспертам и специалистам. У таких изданий всегда свой, элитарный круг читателей.

Зачем Российский союз писателей затеял выпуск роскошной 38-томной антологии своих авторов? Объясняет его президент Дмитрий КравчукИ сам ее внешний вид — это мелованная бумага, золотое тиснение — отнюдь не предполагает, что ее будут продавать в поездах.

Дмитрий Кравчук: Это специально сделано для того, чтобы ценность этого издания была видна и внешне. Эта книга действительно элитарная.

А каковы цифры? 38 томов. Сколько из них проза, поэзия? Сколько всего авторов?

Дмитрий Кравчук: 30 томов «Антологии русской поэзии» и 8 томов «Антологии русской прозы». В общей сумме авторов более тысячи, из них три четверти — поэты, и четверть — прозаики. Потому что проза — более серьезный, более требовательный жанр, который предусматривает больший объем произведений, их сложнее, дольше писать.

Говорят, что Россия — поэтоцентричная страна, что вся ее природа и весь исторический бэкграунд располагает к тому, чтобы писать и говорить стихами. И этот факт зафиксирован в том числе и нашими порталами: на портале «Стихи.ру» на текущий момент присутствует свыше восьмисот тысяч авторов, а на «Прозе.ру» — только триста тысяч, хотя эти порталы появились одновременно, и они близнецы-братья. При этом поэты пишут в несколько раз больше произведений: в общей сумме они написали сорок пять миллионов, а прозаики — только восемь миллионов.

Другое дело, что поэзия — это не совсем коммерческий жанр, поэтому в книжных магазинах его нет, и у кого-то может сложиться впечатление, что стихи сейчас не пишут. И сейчас мы, в том числе с помощью «Антологии», опровергаем этот тезис. Стихи пишут, и еще как! Это не только устное, но и письменное народное творчество, и есть вполне достойные образцы, наследующие русскую классическую поэтическую школу. При этом современная поэзия ушла далеко вперед, есть много новых жанров и направлений. И всё это можно увидеть в «Антологии русской поэзии».

А авторы получают авторские экземпляры?

Дмитрий Кравчук: Конечно.

05.05.2019

Просмотры: 0

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ