САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Поэзия у микрофона

30 сентября в Театре Труда прошел отборочный тур Московского поэтического слэма

Статья о том, как проходил московский поэтический СЛЭМ
Статья о том, как проходил московский поэтический СЛЭМ

Текст: Александр Соловьев

Фото: страница Gradus TV в фейсбуке

Александр Соловьев

Сам формат появился в конце 1980-х в Америке как способ популяризации поэзии. Устроено действие так: организатор выдает таблички с баллами (от 1 до 5) случайно выбранным зрителям, после чего поэты по очереди выходят и читают стихи (любые, какие сочтут нужным) в течение трех минут. После зрители оценивают выступление - отдельно качество стихов, отдельно артистизм исполнения. Победителем становится тот, кто за два тура в сумме набрал наибольшее количество баллов. По традиции Андрей Родионов, в прошлом - победитель слэмов, а теперь - их ведущий, во втором туре продает кому-то из зала в формате аукциона последние таблички с баллами, и эти деньги (начинается торг с двухсот рублей - «на бутылку пива») отходят занявшему второе место, победитель же получает пять тысяч.

Уже по этому описанию очевидно, что слэм - это площадное, карнавальное и демократическое мероприятие, как кажется, очень важное для современной России. В условиях, когда современная поэзия заперта (а отчасти и сама себя заперла) даже не в университетской среде, а в кругу самих поэтов и критиков, в условиях отсутствия социологических исследований поэтического чтения людей вне тусовки, формат, не просто прямо выходящий на широкую, разномастную аудиторию, но дающий ей право оценки и голоса, ценен необыкновенно.

Причем демократизм совершенно необязательно означает бездарность и примитивность - в разное время победителями слэмов становились тот же Андрей Родионов, Александр Курбатов, Герман Лукомников (занявший второе место на Всемирном чемпионате по слэму) - все авторы по-своему замечательные, обладающие яркой поэтикой, и, что важно, все включают элементы перформанса в свои выступления. Слэм - это не просто соревнование, это еще и поэтический театр, рождающий новых авторов, для которых манера исполнения становится органичной частью поэтики.

Разумеется, в оценке всегда есть доля случайности, и объективности никто не ждет. Родионов, подводя итог тому или иному слэму, часто рассуждает, что стояло за теми или иными результатами - например, в последние годы зрители стали холоднее относиться к политическим или матерщинным стихам, а любовная лирика всегда была в почете. В свое время слэм был пристанищем смешных стихотворений - в этом году предпочтение отдавали, скорее, серьезному. В этом смысле, кажется, не стоит думать о слэме как о самодостаточном формате - он всегда отражение аудитории, специфичной для каждого города и государства.

Однако победителями случайные люди действительно почти никогда не становятся - ожидаемо, что первые места занимают вполне интересные поэты (выше уже перечислены патриархи прошлых лет). В этом туре победителем стал Данила Чекрыгин, воронежский поэт, близкий, может быть, к поэзии Сапгира.

В заключение можно только отослать читателей к страничкам Московского слэма в социальных сетях, где появляется множество интересной информации и архивных видеозаписей, и выкинуть лозунг, соответствующий самому зрелищному поэтическому формату современности - «Все на слэм!»

https://www.facebook.com/mospoetryslam/videos/164478131140207/

Александр Курбатов - победитель слэма-2017. Собачека. Студия Максима Смиренномуренского, 2017/со страницы «Московский поэтический слэм» в фейсбуке