Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Статья о том, как проходил московский поэтический СЛЭМ

Поэзия у микрофона

30 сентября в Театре Труда прошел отборочный тур Московского поэтического слэма

Текст: Александр Соловьев
Фото: страница Gradus TV в фейсбуке

Александр СоловьевСам формат появился в конце 1980-х в Америке как способ популяризации поэзии. Устроено действие так: организатор выдает таблички с баллами (от 1 до 5) случайно выбранным зрителям, после чего поэты по очереди выходят и читают стихи (любые, какие сочтут нужным) в течение трех минут. После зрители оценивают выступление — отдельно качество стихов, отдельно артистизм исполнения. Победителем становится тот, кто за два тура в сумме набрал наибольшее количество баллов. По традиции Андрей Родионов, в прошлом — победитель слэмов, а теперь — их ведущий, во втором туре продает кому-то из зала в формате аукциона последние таблички с баллами, и эти деньги (начинается торг с двухсот рублей — «на бутылку пива») отходят занявшему второе место, победитель же получает пять тысяч.

Уже по этому описанию очевидно, что слэм — это площадное, карнавальное и демократическое мероприятие, как кажется, очень важное для современной России. В условиях, когда современная поэзия заперта (а отчасти и сама себя заперла) даже не в университетской среде, а в кругу самих поэтов и критиков, в условиях отсутствия социологических исследований поэтического чтения людей вне тусовки, формат, не просто прямо выходящий на широкую, разномастную аудиторию, но дающий ей право оценки и голоса, ценен необыкновенно.

Причем демократизм совершенно необязательно означает бездарность и примитивность — в разное время победителями слэмов становились тот же Андрей Родионов, Александр Курбатов, Герман Лукомников (занявший второе место на всемирном чемпионате по слэму) — все авторы по-своему замечательные, обладающие яркой поэтикой, и, что важно, все включают элементы перформанса в свои выступления. Слэм — это не просто соревнование, это еще и поэтический театр, рождающий новых авторов, для которых манера исполнения становится органичной частью поэтики.

Разумеется, в оценке всегда есть доля случайности, и объективности никто не ждет. Родионов, подводя итог тому или иному слэму, часто рассуждает, что стояло за теми или иными результатами — например, в последние годы зрители стали холоднее относиться к политическим или матерщинным стихам, а любовная лирика всегда была в почете. В свое время слэм был пристанищем смешных стихотворений — в этом году предпочтение отдавали, скорее, серьезному. В этом смысле, кажется, не стоит думать о слэме как о самодостаточном формате — он всегда отражение аудитории, специфичной для каждого города и государства.

Однако победителями случайные люди действительно почти никогда не становятся — ожидаемо, что первые места занимают вполне интересные поэты (выше уже перечислены патриархи прошлых лет). На этом туре победителем стал Данила Чекрыгин, воронежский поэт, близкий, может быть, к поэзии Сапгира.

В заключение можно только отослать читателей к страничкам Московского слэма в социальных сетях, где появляется множество интересной информации и архивных видеозаписей, и выкинуть лозунг, соответствующий самому зрелищному поэтическому формату современности — «Все на слэм!»

Александр Курбатов — победитель слэма-2017. Собачека. Студия Максима Смиренномуренского, 2017

а мы продолжаем гнуть свою линию с легендами и культовыми личностями.и сегодня мы расскажем вам про Александра Курбатова. победитель всероссийского слэма 2017, признанная звезда слэма вообще, участник легендарного объединения осумбез, а еще очень чувствительный и сочувствующий поэт. в его текстах живут сказочные персонажи, звери, алкоголики, маргиналы, пространства снов, строительная техника, маньяки и старые профессора — и все это одинаково любимо автором. эти стихи вызывают очень много чувств, и все это как-то описать сложно. наверное, лучше всего его текстам подходит слово "переживание" — сначала они могут показаться веселыми и смешными, в конце станет очень грустно, а еще где-то в середине — страшно. или в другом порядке. или совсем другое. но очень сильное переживание будет в любом случае. есть что сказать и о манере исполнения — у Курбатова есть этот особый завораживающий стиль, что-то среднее между песней из народного советского фильма и старорусским плачем-причитанием.видео by maxilla- k

Опубликовано Московский поэтический слэм Пятница, 28 сентября 2018 г.

Александр Курбатов — победитель слэма-2017. Собачека. Студия Максима Смиренномуренского, 2017/со страницы «Московский поэтический слэм» в фейсбуке

 

Живое слово: былины и рэп Мефистофелю

Поэты вышли на площадь

 

Просмотры: 361
03.10.2018

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ