Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Basinskiy-o-socrealizme-

Приключения соцреализма

Термин «социалистический реализм» отмечает своеобразный юбилей. Главному художественному методу советского времени исполнилось ровно 88 лет

Павел-БасинскийТекст: Павел Басинский/РГ
Фото: wikimedia
Впервые термин «социалистический реализм» появился в статье Ивана Гронского в «Литературной газете» от 23 мая 1932 года. Таким образом мы имеем точную дату рождения этого метода, и вопрос лишь в том, воплотился ли он, простите за тавтологию, в реальной жизни советского искусства или остался в сфере идеологических заклинаний, пытавшихся оживить заведомо мертворожденное направление.
Вопрос этот не такой простой, как может показаться.

Но сначала о фигуре его родителя. Иван Михайлович Гронский (наст. фамилия Федулов, 1894—1985) был личностью, несомненно, крупной и незаурядной. Крестьянин по происхождению, он рано лишился отца и отправился из Ярославской губернии в Петербург на заработки. С 17 лет принимал участие в революционном движении, сидел в царских тюрьмах, участвовал в мировой войне и был награжден Георгиевским крестом за личное мужество. В 1917 году возглавил солдатский комитет. Он участвовал и в Гражданской войне, окончил Институт красной профессуры и начал быстро подниматься в карьере. Дважды был главным редактором «Известий», вместе с Горьким создавал Литературный институт и был главой оргкомитета по подготовке Первого съезда советских писателей.

В 1989 году в № 2 журнала «Вопросы литературы» была опубликована переписка И.М. Гронского с ведущим горьковедом А.И. Овчаренко. К сожалению, я не имею под рукой этого номера, а в оцифрованном виде его пока нет. Но я помню, что в этой переписке подробно обсуждался вопрос о рождении термина «социалистический реализм», и опять-таки, насколько я помню, этот термин утверждался лично Сталиным, а вот Горький отношения к нему не имел. Горький окончательно вернулся в СССР из Италии только в конце 1932 года, когда отмечалось 40-летие начала его литературной деятельности. В то же время Горький своим авторитетом среди советских писателей «освятил» этот метод в своей речи на Первом съезде СП: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле».

Таким образом, Горький рассматривал этот метод не просто как одно из направлений в литературе, но почти как мистическую силу, которая способна преодолеть «карму» Человека, увы, подвластного причинно-следственным законам Природы. Его понимание «социалистического реализма» напрямую вытекало из его прежних «богостроительских» идей, которые в свое время осудил Владимир Ленин. Человек — сам Бог, и он способен создать другой мир, в котором не будет болезней, страданий, а в идеале — и смерти.

На эту тонкость, конечно, не обратили внимания, потому что задачи партии, в том числе в области литературы, были куда более конкретные и отнюдь не религиозные.

Не случайно судьба отца термина «соцреализм» оказалась печальной. В 1938 году он был арестован НКВД и 16 лет провел в Воркутлаге, а затем в ссылке. Только в 1954 году его дело было пересмотрено, он был реабилитирован и восстановлен в партии, однако ответственных должностей уже не занимал, хотя прожил еще более 30 лет. Но самое удивительное, что, выйдя из заключения, Гронский оставался верным сталинистом. И в то же время после ХХ партсъезда едва ли не первым стал хлопотать о «возвращении» имен репрессированных писателей.

Когда будете проезжать мимо ВДНХ, взгляните еще раз на скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Вот он, соцреализм во всей монументальной красоте! Как и весь архитектурный комплекс ВДНХ, который мы сейчас любовно реставрируем.

Другое дело, что, зародившись в недрах советской литературы, именно в литературе этот метод не дал ничего выдающегося. Или придется притягивать его к литературе за уши. Ни «Жизнь Клима Самгина», ни «Тихий Дон», ни «Мастер и Маргарита», ни «Доктор Живаго», ни проза Солженицына и Астафьева, ни другие лучшие произведения наших писателей — в диапазоне от дерзких авторов журнала «Юность» до «деревенщиков» и «военной прозы» — не имели к соцреализму никакого отношения. Но он воплотился в монументальной и парковой скульптуре, в различных архитектурных комплексах и в советской песне, которая «строить и жить» помогала. В документальном (Дзига Вертов) и художественном кино (Пудовкин, Эйзенштейн). И наконец, в советских флешмобах, демонстрациях и парадах, которые ведь тоже являются своеобразной формой искусства.

Литературные формы оказались слишком старыми мехами для этого молодого вина. Недаром главная претензия литературного диссидента Андрея Синявского к соцреализму заключалась не в его идеологии, а в его эстетическом воплощении (статья «Что такое социалистический реализм?», 1957). Задуманный как метод революционный, соцреализм в литературе в конце концов вернулся к «старому доброму» реализму с его изображением жизни в присущих ей формах, но только с той поправкой, что не все эти правдивые «изображения» устраивали нашу власть. Грустная история!

25.05.2020

Просмотры: 0

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ