САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Роман телеграммой

В популярном мессенджере Telegram опубликована книга

Текст: Андрей Васянин

Фото:tlgrm.ru

Андрей Васянин

Авторы сегодня хотят идти в ногу с веком. Ищут новые формы, опираясь на новые технологии. Набираешь в поисковике «роман в смс» - тебе в первых же строках сразу отыскивается несколько романов. А во вторых строках — ссылки на книги, пишущиеся в фейсбучных постах, иногда сразу несколькими пользователями. Но, к сожалению, — обрывающиеся раньше или позже: люди отвлеклись, не хватило терпения, в социальных сетях такое развитие отношений не редкость. А романы в смс - в общем и целом все же не романы, и чтоб понять это, достаточно прочесть несколько страниц их, изданных уже на бумаге.

Но вот только что, 28 марта закончился


«Млн знаков под потолком», роман, в течение месяца выкладывавшийся его автором Сергеем Бурым — в мессенджере Telegram. Вот его интрига: «журналист просыпается в тесной запертой комнате с низким потолком. На столе печатная машинка, рядом записка с условием: дверь откроется, когда он напишет миллион знаков качественного текста. Любые контакты с внешним миром невозможны. Каждый час он должен писать минимум три тысячи знаков, иначе потолок всякий раз будет опускаться на пять сантиметров. Пока не раздавит его…»


«Млн знаков…» выкладывались их автором постепенно, главами, и в Telegram ход работы несчастного журналиста весь месяц, изо дня в день, отслеживали сотни подписчиков. Оторваться от книги, начав уже следить за творческими приключениями коллеги, скажу честно, было трудно.

Но вот роман закончен, герой-журналист, отработав свое и многое в жизни поняв, вышел на свободу. А мы беседуем с автором «Млн знаков под потолком», питерским спортивным журналистом Сергеем Бурым. Это уже не первая книга Сергея, в 2015 году он вошел в лонг-лист премии «Дебют» в номинации «крупная проза» с повестью «Горы, танцевать!», как журналист публикуется в изданиях «Спорт день за днем», «Эхо Москвы», писал репортажи с Олимпийских игр в Лондоне, Сочи, Рио-де-Жанейро и с других международных турнирах.

Сергей Бурый

Сергей, что вами двигало, когда вы решались выложить книгу туда, где обмениваются короткими, информационными — оперативными! — сообщениями?

Сергей Бурый: Начнем с того, что я обошел с этой книгой, частично тогда уже написанной, и журналы и издательства — и нигде не встретил понимания моей идеи.

А в чем она, кстати?

Сергей Бурый: О попытке выхода из стереотипа. Мой герой, журналист, начинает постигать истинную цену каждого написанного им слова только тогда, когда его вынимают из привычного, помещая в клетку, где он борется за выживание. И я тоже захотел выйти из стереотипа. Соцсети для книги не подходят — много рекламы, спама, отвлекающих реплик, мусорных картинок… Мессенджер — относительно новый способ коммуникации, сообщения в нем читают внимательно, как смс, чтению ничто не мешает.

А уж когда подпишешься…

Сергей Бурый: Да уж, предназначенное тебе сообщение читаешь особо внимательно!

Способ публикации диктовал вам наверняка и форму письма, задавал некие рамки

Сергей Бурый: Конечно. Главы книги, по моему разумению, должны были быть небольшими, текстовые полотнища в Telegram никто читать не будет. К тому же я сразу решил поставить себя в положение своего героя — писать главы по 3 тысячи знаков.

Фразы тут должны быть максимально простыми, абзацы короткими, художественных средств, всех этих гротесков и метафор — минимум…

Да, вот, например, абзац из вашего романа: «Подошел к столу. Такой низкий, а стула нет. Как за ним сидеть? На корточках, что ли? На столе красная печатная машинка, давно таких не видел. Да что там давно, никогда не видел, разве что на фотках в интернете...»

Сергей Бурый: Ну вот, вы и сами видите. Мне казалось, ощущения человека, зажатого в пространстве, в такой форме должны стать понятнее читателю.

И сюжет, видимо, должен тут быть с особенностями...

Сергей Бурый: …острым, способным захватить. В конце каждой главы я делал, как в детективе, «зацепку» на следующую, чтобы люди ждали продолжения, не «отписывались». Если мысль автора на «сюжетной точке» завершается — человеку может стать неинтересно.

Наверное, интересно так вот взять и передать книгу напрямую — от писателя к читателю…

Сергей Бурый: Да конечно! Ни тебе редакторов, ни цензоров, ни дизайнеров, ни унизительных скитаний по издательствам в поисках снисхождения. Идея в чистом виде. А пространство Telegram с его короткими сообщениями и большой вовлеченностью подписчиков усиливало восприятие главного героя с его клаустрофобией, страхом, безумием...

Такая прямая связь может и новых читателей, прежде литературой не интересующихся, «подсобрать».

Сергей Бурый: Для меня мессенджер - новая форма распространения информации. И способная стать эффективнее бумажной. Через Telegram молодому автору можно распространить художественный текст шире, чем через издательство, потому что это проще. И текст могут увидеть те читатели, что книг и вовсе в руки не берут. А вот телефон с планшетом из рук не выпускают.

Сергей, книга вышла, разошлась, на некоторых сайтах ее можно прочесть целиком за раз. Что дальше?

Сергей Бурый: Роман «Башня Татлина». Действие пойдет вокруг знаменитой конструкции, башни советского инженера-художника Владимира Татлина. Это пока все, что могу сказать. У книги будет более «многоэтажная» форма, менее линейный сюжет, это будет своего рода антиутопия, масштабная трагедия, поданная через жизнь одной личности.

А с бумагой не хотите попробовать на сей раз, когда вас уже немного узнали?

Сергей Бурый: А я вижу это все не на бумаге, а на экране. Хотя лично для меня различий тут нет. Предложат издаться на бумаге — отказываться не буду. Я просто хочу, чтоб люди это прочли.


Ксения Суворова, мнение которой мы решили привести здесь в качестве комментария к интервью, — журналист, редактор блога «Нетологии», автор интернет-изданий «Такие дела» и «Русская смерть». И специалист по творчеству в мессенджерах.

Ксения — создатель #555сслов, проекта, как его называют, «для повышения писательских навыков». «#555сслов» в Telegram публикует тестовые задания для начинающих писателей, переводчиков, копирайтеров, журналистов, здесь выходят лекции сценаристов и журналистов. Словом, #555сслов учит писать в интернете и не только.

Ксения Суворова

Литература сейчас становится иной. Читателю сегодня надо, чтоб все было быстро, понятно, и желательно, чтоб сразу, без длинных прелюдий и предисловий, брало за душу. Молодежь идет в бар, люди постарше — протянуть дома ноги на диване: классической, 19 века, форме, тут нет уже места.

Это, конечно, следствие «интернетизации» нашего общества. В интернете чем проще — тем круче. Графика, картинка воспринимаются лучше, чем текст. Если раньше обуревающие человека чувства можно было выразить несколькими фразами, то сегодня достаточно пары смайликов, анимированной картинки, рыдающей или смеющейся. Когда-то роман в письмах был новым жанром, сейчас вместо писем — смс...

Меняются, упрощаются и писательские технологии. Раньше было перо с бумагой, потом печатная машинка, потом компьютер с клавиатурой, сейчас это планшет в метро. Есть уже и технологии, позволяющие писателю идти по улице и наговаривать текст. Эти технологии исправят за вас все грамматические и стилистические ошибки и могут теоретически сразу отправить текст редактору....

Все процессы упрощаются, лишь один нельзя упростить — движение мыслей в нашем мозгу.

Так что слова, которые наш мозг и продуцирует, наши чувства останутся, и в века, конечно, уйдет лишь литература о чем-то по-настоящему глубоком и важном. Остальное — смайлики, комиксы и иже с ними — потеряется по пути.