Текст: Сергей Шулаков
Фотографии обложек предоставлены издательством "Росмэн"
В русской традиции
Русский характер: рассказы и повести о войне. А. Толстой, Л. Кассиль, В. Железников и др. - М.: Росмэн, 2015. - 128 с., 5000 экз. 6+
Рассказ Алексея Толстого «Русский характер» может быть причислен к детской литературе с теми же основаниями, что и ко взрослой. Но в этой книге он является смысловым стержнем - собранные здесь рассказы как раз о характере. Как и «Бакенщик» Паустовского - рассказ не о детях, а о том, что «старик - солдат крепкий, хороший, удар у него очень серьезный. Пустили бы нас, стариков, - вот тут бы немцы тоже почесались. „Э-э, сказали бы немцы, с такими стариками нам биться не путь… С такими стариками последние порты растеряешь“». Оставшись в тылу, старик учит ребятню уважению к родной земле, без которого «человек - не человек, а труха».
Открывающий сборник рассказ А. Митяева «Шестой-неполный», по форме - упрощенной лексике, строению предложений - произведение для детей. Саша Ефремов был малого роста, и в артиллерийском училище в строю отделения стоял последним, место позади него, во второй шеренге, пустовало, и по команде «По порядку номеров рассчитайсь!», Саша должен был отвечать: «Шестой-неполный». Будучи назначен ездовым, оставшись один, окруженный немцами, Саша выпряг и отогнал коня Зайчика, и подорвал артиллерийский парк. Погиб сам, и уложил гитлеровцев. Этот рассказ - пример встраивания взрослой психологии в детскую. Саша Ефремов уже не ребенок, а юноша, иначе в военное училище не приняли бы. Но кто из подростков не чувствовал себя не в своей тарелке из-за того, что он слишком мал или чересчур длинен, неуклюж, ширококостен?.. Да еще если приходится громко называть себя «неполным». Однако решение Саши - выбор человека, мировоззрение которого уже сформировалось. Из-за жесткости этого сюжета может встать вопрос, насколько военные рассказы из советского прошлого поддаются восприятию современными детьми? Отвечая на него, придется расширить условие: как они, эти тексты, могут быть восприняты современными родителями? Если доброжелательно и интересно растолковать рассказ «про войну», как говорят дети, они, конечно, воспримут. А родителям надобно представлять, что тексты для детей любой эпохи несут, в сущности, одинаковые задачи. Как ни парадоксально, «Маленький лорд Фаунтлерой» Фрэнсис Бернет или «Гарри Поттер» Джоан Роулинг по целям мало чем отличаются от рассказов о пионерах-героях, воспитывавших новую, советскую «аристократию». Все эти книги формируют идеал юного человека - стойко переносящего трудности, благородного, доброго к окружающим, отважного. В русской литературе прижилась традиция, скорее, детских произведений Льва Толстого, более цельная, чем романтизм Антония Погорельского с его «Черной курицей», не говоря уж об откровенно слащавой даже для своего времени Бернет. Подобранные в книге «Русский характер», кроме упомянутых, рассказы Л. Пантелеева, Л. Кассиля, В Железникова, повесть С. Багрова «Веселый лейтенант», вполне укладываются в эту традицию в широком ее понимании.
Маленький солдат
Рассказы о войне. Р. Погодин, К. Симонов, А. Платонов, Н. Чуковский, М. Шолохов. - М.: Росмэн, 2015. - 144 с., 7000 экз. 12+
Тексты росмэновского сборника «Рассказы о войне» рассчитаны на школьников, они написаны не только советскими классиками первого ряда, но и фронтовиками. В рассказах Андрея Платонова, служившего фронтовым корреспондентом, меньше языковой изобретательности, характерной для раннего периода, и, возможно, поэтому, составителя решили включить «Штурм лабиринта» и «Маленький солдат» в сборник для подростков. Платоновские мотивы, впрочем, узнаются безошибочно даже в военных рассказах: «Тоска по родине мучила теперь Бакланова. Он любил русские избы, считая их самым человечным архитектурным произведением; он любил плетни, полевые дороги во ржи, закаты солнца за далеким горизонтом в орловской степи…». «Маленький солдат» - зарисовка, практически эпизод, в котором дан портрет десятилетнего мальчишки, лишившегося на войне родителей - полковника и служившую с мужем женщину-врача. Мальчик исчез, ушел, принял самостоятельное решение, и судьба его остается закрытой. Этот платоновский реализм, возможно, окажется доступен средним школьникам лишь при помощи взрослых.
Еще сравнительно недавно рассказ Платонова в одном сборнике между Симоновым и Шолоховым мы просто не увидели бы, и в этом смысле современным школьникам классика открыта шире. Однако без вопросов не обойдешься. Снова переиздается классика, и выходит, что рассказы современных писателей о войне для современных издателей - немыслимая роскошь…
Железнодорожные корабли и речные танки
Оружие победы. В. Бакурский, В. Соломонов, С. Федосеев. Науч.-поп. изд. для детей. - М.: Росмэн, 2015. - 184 с., 5000 экз. 12+
Редкий мальчишка не заинтересуется, если взгляд его упадает на изображение, модель или реальный образец боевой техники. С возрастом это проходит, но не окончательно: ночные репетиции парадов к 9 мая на Тверской вызывают огромный интерес у весьма взрослых «мальчишек» с дорогущей фотооптикой, площадки авиасалонов полны так же, как при СССР были заполнены трибуны и газоны аэродрома Тушинского аэродрома. «Оружие победы», детская энциклопедия, посвященная, в основном, вооружению Красной армии времен Великой Отечественной войны, полна детальных рисунков оружия и военной техники, настолько качественных, что автор этих строк, в целом склонный к гуманитарным дисциплинам, разглядывая их, обнаружил в себе 14-летнего подростка.
Издательство «Росмэн» еще в 90-х стало целыми сериями переводить и публиковать иностранные детские энциклопедии по всем отраслям человеческих достижений, и наиболее чадолюбивые родители покупали их целыми сериями. Недостатки тех давних переводных изданий - орфографические ошибки в непереносимом количестве, повторяющиеся из издания в издание статьи - с успехом преодолены. Более того, создатели «Оружия победы» рассказали и о редких образцах вооружения, например мотоброневагоне, фактически многобашенном железнодорожном танке - или корабле? О красавцах речных мониторах - мощных плавучих батареях, или радиолокационных станциях, которых, по убеждению многих, у Красной армии не было. Авторы приводят историю создания оружия и его технические характеристики. Для сравнения даны описания некоторых образцов техники Германии и союзников по Антигитлеровской коалиции. В небольшой вступительной статье говорится не только о конструкторах, - перечисляются руководители промышленности, организовавшие производство в военное время. Если «Оружие победы» послужит одной из зацепок, превращающих неосознанный интерес юного читателя в сознательный, издание выполнит свою задачу. Нравится нам это или нет, но разработчики вооружения - одна из тех профессий, которые не устаревают.