Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
О спектакле Любовь убивает

Театр Сац представил оперу по Кальдерону

Детский музыкальный театр им. Н. И. Сац поставил уникальную барочную оперу середины XVII века — «Любовь убивает» Хуана Идальго де Поланко на либретто Педро Кальдерона де ла Барка

Текст: Михаил Визель
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Пышное барочное представление с пением и танцами, фуриями и дикими зверями, было впервые разыграно в Мадриде в 1660 году по весьма торжественному случаю: бракосочетанию инфанты Марии-Терезы с французским королем Людовиком XIV. После чего надолго исчезло с театральных подмостков. И даже произошедшее в последней трети XX века «возрождение» барочной оперы, когда певцы научились петь арии, изначально предназначенные для кастратов, а режиссеры научились облачать условных мифологических героев в современные костюмы, обошло этот шедевр испанского барокко стороной.

Основная причина, как объясняет главный режиссер театра им. Н. И. Сац Георгий Исаакян, заключается в том, что «Любовь убивает» сильно отличается от привычных нам образцов немецкого, французского и английского барокко — это опера-сарсуэла. А это значит, что строгие классицистические приемы, идущие от музыки церковной, сливаются в ней с народной испанской музыкой.

Постановка театра Сац стала возможна благодаря сотрудничеству с выдающимся английским музыкантом-аутентистом, исполнителем на барочной арфе Эндрю Лоуренсом-Кингом. Его постановка в театре Сац «Представления о душе и теле» Эмилио де Кавальери, считающейся самой первой оперой в истории европейского театра (1600), четыре года назад оказалась сенсацией. «Любовь убивает» была поставлена в прошлом сезоне в концертной версии — и вот сейчас стала полноценной театральной постановкой.
Хотя, конечно, постановкой очень необычной.

Во-первых, шесть зрительских рядов оказались размещены прямо на сцене. Оркестр располагается не в яме, а перед задником сцены, так что артисты разыгрывают действие фактически на просцениуме, прямо перед зрителями. По мысли режиссера-постановщика, «особый стиль барочного пения, построенный не на силе звука, а на тончайших нюансах человеческого голоса и человеческих эмоций, предполагает особую сосредоточенность восприятия. Отсюда родилась идея разместить артистов музыкантов и зрителей в одном пространстве, всех вместе». Во-вторых, необычен сам этот оркестр. Помимо солирующей арфы, на которой Лоуренс-Кинг мастерски ведет мелодии, обращает на себя внимание ансамбль из шести барочных гитар — одна из которых время от времени заменяется в руках гитариста на длинношеюю теорбу, а также выраженная партия перкуссии, бывшая в XVII веке «визитной карточкой испанского стиля», и сейчас звучащая очень современно, почти по-джазовому. Что еще подчёркивают инструментальные вставки — острые синкопированные импровизации на тему испанских танцев. И в-третьих, в спектакле принимает участие звезда танца фламенко — Хуан Агиррэ, специально приезжающий в Москву ради этого.

Либретто оперы было заказано ведущему драматургу того времени — Педро Кальдерону. И он уснастил сложный аллегорический сюжет о горделивой богине Диане, не переносящей человеческую любовь, ее нимфах, влюбленном пастухе, влюблённом сеньоре и комической паре слуг многочисленными размышлениями об условности всего сущего. А также — грубоватыми шутками в народном духе, еще и подчеркнутыми в постановке (чтобы лучше обозначить его «народный» характер, спектакль, вопреки устоявшимся правилам постановок аутентичных опер, идет на русском языке).

Впрочем, как настоящий профессионал, Кальдерон не забывал, зачем и для чего ему была заказана эта работа. Инфанта (появляющаяся на сцене собственной персоной) выходила замуж по политическим соображениям за сверстника, успевшего к 22-м годам снискать сомнительную репутацию (которую он в дальнейшем и подтвердил, уже через год после свадьбы вернувшись к многочисленным любовницам). И поэтому опера закачивается призывами к прощению и снисходительности в делах любви:

Даже коль кажется месть благородной,
Случись ей свершится, теряет значенье!


Ссылка по теме:

Как спеть роман? - ГодЛитературы.РФ, 23.03.2015

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ