Текст: Светлана Мазурова/РГ, Санкт-Петербург
Фото предоставлено пресс-службой Театра имени Комиссаржевской
У режиссера Григория Дитятковского получился спектакль-концерт, жанр которого обозначен как «задушевный вечер». Вечер этот не первый: в 1974 году 28-летний московский режиссер Михаил Левитин поставил в ленинградском Театре комедии спектакль «Концерт для…» по текстам Жванецкого, такого же, как и он сам, бывшего одессита. И сегодня в Петербурге работают актеры, занятые в той постановке: Ольга Антонова, Вера Карпова, Сергей Дрейден, Вячеслав Захаров.
«Это была другая эпоха, о многом нельзя было говорить. Жванецкий тогда еще не был «дежурным по стране», - вспоминает акимовская актриса Вера Карпова. - Спектакль каждый раз хотели закрыть чиновники из управления культуры. «Ну, ладно, сыграйте последний раз, но уже без этого и этого...» И вычеркивали одну за другой фразы. Мы сыграли всего 11 спектаклей…»
Михаил Левитин написал в книге «Чужой спектакль»: «Все было против. И прежде всего - Ленинград, такой далекий от мира героев Жванецкого… Любой спектакль должен соответствовать и принадлежать городу, в котором он поставлен. Вернее, незримо, десятилетиями существующим связям между городом и искусством. Мы затеяли странный спектакль с очень определенным южным колоритом, абсолютно открытый, без недомолвок и тайн. Пьесы в традиционном и не в традиционном понимании не существовало, был прекрасный материал как основание для работы. Как основание для общения - гуманного общения между людьми, между актерами и залом».
Теперь другие времена. Что крамольного в юмористических миниатюрах мудрого Жванецкого, написанных в ХХ веке?
"Мне 60 лет. Из них три года я провел в очередях. Я иногда болел. Иногда жаловался. Меня иногда вызывали. Мне назначали прием на двенадцать часов. Ни разу за мои 60 лет меня не приняли ровно в двенадцать. Кому-то нужно было мое время. Полчаса, час, два моей жизни, и я отдавал. Мне 60 лет. Из них на ожидание в приемных ушло два года. Два с половиной года я провел в столовых в ожидании блюд. Два года - в ожидании расчета. Год ждал в парикмахерской. Два года искал такси. Три года валялся на чемоданах в вестибюле гостиницы и смотрел собачьими глазами на администратора. Всем нужно мое время. У меня его мало. Но если нужно..."
Звучит и один из самых замечательных рассказов писателя:
"Я никогда не буду высоким. И красивым. И стройным. Меня никогда не полюбит Мишель Мерсье. И в молодые годы я не буду жить в Париже. Я не буду говорить через переводчика, сидеть за штурвалом и дышать кислородом. К моему мнению не будет прислушиваться больше одного человека. Да и эта одна начинает иметь свое… Шоколад в постель могу себе подать. Но придется встать, одеться, приготовить. А потом раздеться, лечь и выпить. Не каждый на это пойдет..."
Идет разговор о жизни, людях, времени, счастье, мечтах, любви… - на фоне репетиции перед концертом, на которую собираются музыканты и артисты. Калейдоскоп монологов и диалогов, маленьких философских притч.
Спрашиваю режиссера Григория Дитятковского:
Существует пьеса Жванецкого? Или вы собирали монологи, писали инсценировку?
— Конечно, это не пьеса, не то, что мы подразумеваем под этим словом, а вольное сочинение по произведениям Михаила Жванецкого. Высказывание, не претендующее на драматургическую, привычную форму. Попытка объединить в одно целое монологи автора разных времен. Мы и не стремились ставить пьесу. Тексты автора пробуждали видения чего-то незаурядного, задушевного. В смысле того, что за Душой стоит. В процессе репетиций и последовательность текстов уточнялась, и состав исполнителей. Жаль, что многие тексты не вошли - формат одного вечера не позволяет. И потом, это очень рискованно - побуждать людей так много слушать. К тому же вне развития внешнего сюжета, развивающихся отношений между героями и т. д. Тем не менее тексты побуждали, даже обязывали, формировали право.
Что вы нашли в текстах Жванецкого?
— Я часто ловил себя на мысли, что читать Жванецкого раньше не приходилось, а вот слушал - нередко. Он обычно сам себя «подает», особенно в последнее время. Казалось, что эти тексты неразрывны с личностью того, кто их написал. Портфель, очки, вытянутая вперед рука, сжимающая, как букет, пучок помятых листов писчей бумаги, знакомый прищур из-под очков… Оказалось, читать его - это увлекательное занятие. Читаешь эти бесконечные монологи и словно жизнь страны просматриваешь. Да и просто видишь, откуда ты родом. Люди проходят перед тобой. Много людей. Женщины, мужчины. Те, кого, кажется, знал, а кто-то до боли знаком. Такие разные, но «одного разлива». И один монолог переходит в другой, как ручеек в речку, а речка в море, а море… И нет им конца. И говорят, говорят… И хочется верить, что их будут слушать. Ведь Они - наше будущее. В том смысле, что мы скоро будем там, где они сейчас. Мы же все идем туда, куда уходят Они.
В спектакле Григория Дитятковского заняты народные артисты России Георгий Корольчук, Ефим Каменецкий, заслуженные артисты России Ольга Белявская, Евгения Игумнова, Михаил Самочко (МДТ- Театр Европы), артисты Егор Бакулин, Руслан Мещанов. Сценографией занимался Владимир Фирер.