Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Шекспир

В старинном московском доме нашли Шекспира

Чем пахнет «Макбет»?

Текст: Андрей Васянин/РГ
Фото: Михаил Синицын/РГ

У группы молодых продюсеров под началом Марии Малютиной год назад в особняке Салтыкова-Черткова на Мясницкой получилось создать мир Алисы из Страны чудес, в котором можно поиграть в крокет с помощью фламинго и зайти в дом Шалтая-Болтая.
Теперь все серьезней и глубже: готовя интерактивную выставку «Шекспир/тайна/400» к 400-летию драматурга, группа Малютиной спустились в чертковские подвалы восемнадцатого века, и у них получилась Англия века семнадцатого. Или ее полная аллюзия. От Шекспира же не осталось ни вещей, ни почерка, ни дома в Стратфорде, да и в России он не бывал. Организаторам оставалось одно: создать шекспировский мир своими руками — руками дизайнеров, историков, художников, музейщиков.

«Свою вторую по значимости кровать я завещаю супруге», — написал в завещании драматург. С грубо вытесанной модели этой кровати из Бахрушинского музея — высоченные спинки выглядят как башни Тауэра — и начинается Шекспир. На этой кровати нельзя спать, мы же в шекспировском театре, тут надо слушать и чувствовать.

…По деревянным мосткам идешь как по мостовым старого Лондона: под сводчатыми потолками древнего подвала темно, вокруг синие мистические огонечки — и лодки: чтобы попасть в шекспировский «Глобус» многим зрителям надо было переплывать Темзу. А вот и «Глобус» той поры, по уверениям шекспироведов, самая большая и подробная модель из существующих (художник Николай Пророков): соломенная крыша только над сидячими местами для знати и сценой, поляна под открытым небом, куда пускали за 2 пенса, дверь под планшет сцены для «театральных крыс», как называли костюмеров, носившихся там во время спектакля, согнувшись по-крысиному…

Макет театра, ворота в натуральную величину и герб типичного провинциального городка (куда выезжали труппы, когда в Лондоне от антисанитарии начинались эпидемии), «тень» отца Гамлета в доспехах в полумраке старинной лестницы — это самые прямые, самые «лобовые» аллюзии на шекспировскую тему.

Но вот у входа в темный погреб особняка экскурсовод дает тебе нить Ариадны, и ты пускаешься в квест «Лабиринт Овидия»: автор «Метаморфоз» был для Шекспира главным «поставщиком» историй и мифов. В пьесах Шекспира упоминается порядка 40 видов птиц, и вот коллекция фарфоровых пернатых от Анны Давидовской — конечно же, как раз в том зале, где можно написать письмо Джульетте и отправить его в Верону на фирменном бланке Club di Giulietta. Проект «Шекспир400» — член веронского клуба.

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ