Текст: Ольга Лапенкова
- Не видя слёз, не внемля стона,
- На пагубу людей избранное судьбой,
- Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
- Присвоило себе насильственной лозой
- И труд, и собственность, и время земледельца.
- Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
- Здесь рабство тощее влачится по браздам
- Неумолимого владельца...
Слова «барство дикое» относились, разумеется, к дворянам, которые заставляли своих крестьян работать не покладая рук. В Российской Империи, распоряжаясь трудом крепостных, богачи могли выбрать из двух видов повинностей: барщина или оброк. Барщиной называли общественные работы на территории хозяйского имения (посадка и сбор урожая, уход за скотом и прочими домашними животными, например охотничьими собаками, ремонт, озеленение и т. д.), оброком — денежную выплату помещику.
Ситуация, когда сотни людей трудятся на благо одной-единственной семьи, и так несправедлива, — но мало этого! Продав плоды крестьянского труда и получив деньги, добытые неимоверно тяжёлым трудом, помещики просто проматывали их, пускали на ветер. Они проигрывали свои «накопления» в карты, тратили их на организацию балов, роскошные наряды и прочие удовольствия. В итоге денег не хватало… и на следующий год дворяне требовали, чтобы крепостные работали (или платили) больше. А ещё через год — ещё больше... Так что в большинстве российских имений крестьяне, чтобы угодить барину, лезли из кожи вон. А ведь надо было и на собственных полях урожай вырастить, и своих коров и коз подоить, и детей одеть-обуть-накормить!..
А. С. Пушкина в 1820 году за стихотворение «Деревня» и прочие «прегрешения» отправили в четырёхлетнюю ссылку. Некрасов такой участи избежал, потому что, как говорится, времена были уже не те, но ему всё равно приходилось нелегко: Николай Алексеевич был вынужден вечно бороться с цензорами, которые в конце концов уничтожили его любимое детище — журнал «Современник». Но стойкий Некрасов как начал творческий путь со стихотворений о тяготах крестьянской жизни — так и не изменил этой теме до самой смерти.
Творческий путь
Тема трагической крестьянской судьбы звучит уже в одном из самых знаменитых ранних стихотворений Некрасова — «В дороге» (1845). Ямщик рассказывает барину о своей несчастной жене Груше, которая, будучи крепостной, росла и воспитывалась почти так же, как её молодая барыня:
- Слышь ты, смолоду, сударь, она
- В барском доме была учена
- Вместе с барышней разным наукам,
- Понимаешь-ста, шить и вязать,
- На варгане играть и читать —
- Всем дворянским манерам и штукам.
- Одевалась не то, что у нас
- На селе сарафанницы наши,
- А, примерно представить, в атлас;
- Ела вдоволь и мёду и каши…
Однако хозяйка вышла замуж, переехала в Петербург — и прежняя «подруга» оказалась не нужна. Груша осталась в дворянском имении, куда приехал некий «затёк», который отослал девушку прочь. И вот, привыкшая к роскоши, Груша поселилась в крестьянском доме — вероятно, у кого-то из дальних родственников, — а те быстренько выдали «белоручку» замуж… Груша взвыла: вести хозяйство, таскать дрова, работать в поле — совсем не то же самое, что помогать барыне наряжаться и принимать гостей! Ямщик жалеет супругу, но боится, что скоро она, раздавленная тяжёлой работой и унынием, умрёт...
Ещё одна несчастная крепостная появляется в стихотворении «Тройка» (1846). Это обращение к красавице крестьянке, которая мечтает о настоящей любви:
- Поживёшь и попразднуешь вволю,
- Будет жизнь и полна и легка…
- Да не то тебе пало на долю:
- За неряху пойдёшь мужика.
- Завязавши под мышки передник,
- Перетянешь уродливо грудь,
- Будет бить тебя муж-привередник
- И свекровь в три погибели гнуть…
Не менее трагичными выходили из-под пера Некрасова и мужские образы. Так, в стихотворении «Несжатая полоса» (1854) описан трудяга, который положил всю жизнь на тяжёлую работу — и вот теперь у него не осталось сил и здоровья, чтобы собрать посеянный собственными руками урожай. Стихотворение построено как разговор между колосьями, которым «скучно склоняться до самой земли». Колосья спрашивают, почему их до сих пор не убрали:
- Ветер несёт им печальный ответ:
- — Вашему пахарю моченьки нет.
- Знал, для чего и пахал он и сеял,
- Да не по силам работу затеял.
- Плохо бедняге — не ест и не пьёт,
- Червь ему сердце больное сосёт,
- Руки, что вывели борозды эти,
- Высохли в щепку, повисли, как плети.
Однако во всех этих замечательных стихотворениях описывались только «частные» случаи, судьбы отдельных людей. Некрасова это не устраивало: он хотел создать масштабную картину, которая потрясла бы каждого читателя. Поэтому Николай Алексеевич взялся за работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», которую так и не дописал (возможно, потому, что и сам не нашёл ответа на этот вопрос), — а также создал стихотворение «Железная дорога».
Кто строил эту дорогу?
Стихотворение «Железная дорога» посвящено событиям 1840-х гг., когда в Российской Империи шли работы по строительству так называемой «Санкт-Петербурго-Московской» железной дороги, позже переименованной в Николаевскую, в честь Николая I. Приказ соединить две столицы был отдан в 1841 году. В состав комиссии, отвечавшей перед Николаем I за ход работ, вошло немало знатных вельмож, и в том числе — граф П. А. Клейнмихель, с имени которого и начинается произведение. Напомним, что некрасовское стихотворение предварено эпиграфом:
- Ваня (в кучерском армячке).
- Папаша! кто строил эту дорогу?
- Папаша (в пальто на красной подкладке),
- Граф Пётр Андреевич Клейнмихель, душенька!
- Разговор в вагоне
Дальнейший текст построен как диалог между Ваней (его отец «в пальто на красной подкладке», скорее всего, генерал) — и случайным попутчиком, который хочет донести до ребёнка, что на самом деле эта дорога стоила жизней тысячам простых тружеников. С наступлением ночи воображение мальчика рисует толпу мертвецов, стоящих вдоль рельсов:
- То обгоняют дорогу чугунную,
- То сторонами бегут.
- Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную
- Любо нам видеть свой труд!
- Мы надрывались под зноем, под холодом,
- С вечно согнутой спиной,
- Жили в землянках, боролися с голодом,
- Мёрзли и мокли, болели цингой.
- Грабили нас грамотеи-десятники,
- Сёкло начальство, давила нужда…
- Всё претерпели мы, божии ратники,
- Мирные дети труда!»
Можно ли было избежать этих жертв? Разумеется! Читатель понимает, что такие тяжёлые работы, как строительство железных дорог, ведутся и сегодня. Конечно, к XXI веку человечество изобрело немало полезных механизмов, — и всё равно «грязной» работы хватает. И да, к сожалению, в наши дни на стройках тоже происходят несчастные случаи — но теперь это нонсенс, после которого неизбежно начинается полицейское расследование. Но, судя по произведению Некрасова, в николаевскую эпоху гибель сотен, даже тысяч строителей была обычным делом…
Увы, это впечатление не обманчиво: жизни крепостных считались, как бы цинично это ни звучало, «расходным материалом». Крестьян можно было перевозить куда угодно, отрывать от семей, отдавать им любые приказы — и они не имели права ослушаться. А если кто-то пытался «бунтовать», его ждали либо физические наказания, либо тюрьма, либо ссылка на каторгу…
Но какую награду получили строители Николаевской железной дороги за то, что подорвали здоровье? Что произошло в конторе, где работники надеялись получить хоть какую-то зарплату?
- ...рабочий народ
- Тесной гурьбой у конторы собрался…
- Крепко затылки чесали они:
- Каждый подрядчику должен остался,
- Стали в копейку прогульные дни!
- Всё заносили десятники в книжку —
- Брал ли на баню, лежал ли больной:
- «Может, и есть тут теперича лишку,
- Да вот, поди ты!..» Махнули рукой…
Получается, крестьяне не то что ничего не получили — они остались даже должны своим хозяевам! Каково? Работаешь в тяжелейших условиях, недоедаешь, каждый день рискуешь жизнью — и потом ещё изволь сам заплатить помещику! «Недоимку», правда, с некрасовских крестьян списали, — но тем более изощрённым выглядит это издевательство над простым трудягой:
- Праздный народ расступается чинно…
- Пот отирает купчина с лица
- И говорит, подбоченясь картинно:
- «Ладно… нешто… молодца!.. молодца!..
- С богом, теперь по домам, — проздравляю!
- (Шапки долой — коли я говорю!)
- Бочку рабочим вина выставляю
- И — недоимку дарю!..»
Но как же, изумится читатель, работала эта ужасная система, при которой крепостные не вылезали из «долгов» перед хозяевами?
Обратимся к труду А. Скребицкого «Крестьянское дело в царствование Императора Александра II» и узнаем, что:
- • рабочий день крепостного крестьянина, отрабатывающего барщину, с 16 апреля по 16 октября составлял 12 часов в сутки, в оставшееся время — не менее 8 часов в сутки (то есть человек, в прямом смысле этого слова отпахавший две смены на барском поле, не мог пойти домой и отдохнуть, ведь ему требовалось обработать и собственные поля и заняться прочими хозяйственными делами);
- • выходной предполагался только в воскресенье, а «государственных» праздников в году было всего пять;
- • если посреди трудового дня пошёл проливной дождь или повалил снег и работать стало невозможно, оставшиеся полдня крепостные должны были отработать, взваливая на свои плечи дополнительные смены;
- • больничных не существовало, и, более того, если для захворавшего работника не находилось «официальной» замены, он был обязан отработать пропущенные дни когда-нибудь потом (а когда их отрабатывать, если выходных практически нет, — большой вопрос);
- • декретного отпуска не было — через 6-8 недель после родов крестьянка обязана была снова выйти на работы, в противном случае она, опять же, «накапливала» долги;
- • пенсии также не существовало: пожилые крестьяне могли не ходить на работы, но кормили их члены семьи.
Эти факты, пожалуй, в комментариях не нуждаются.
- Дополнительный источник: А. Сергеев, «Правила отработки барщины русским крепостным».