26.10.2022
Итоговое сочинение. В помощь школьнику

Итоговое сочинение-2022: «Внутренний мир человека и его личностные качества»

Разбираем направление, которое многим кажется непонятным и трудным, — но всё прояснится, если вспомнить темы итогового сочинения прошлых лет и поискать аргументы

Итоговое сочинение-2022: «Внутренний мир человека и его личностные качества» / flickr.com/рисунок Андреа Джозеф
Итоговое сочинение-2022: «Внутренний мир человека и его личностные качества» / flickr.com/рисунок Андреа Джозеф

Текст: Ольга Лапенкова

Внутренний мир человека — понятие, которое даже сейчас вызывает у некоторых усмешку. Скептически настроенные личности считают, что «копаться» в самом себе бесполезно, а иногда даже вредно. Такие люди говорят: «Зачем размышлять о высоких понятиях, решать философские вопросы, оценивать свои и чужие поступки? Это только отнимает время, которое можно было бы потратить на полезные дела. Вместо того, чтобы рассуждать о добре и зле, лучше сделать уроки или прибраться в комнате».

Людей, которые произносят подобные речи, можно понять. К сожалению, история человечества полна трагических событий: на протяжении тысячелетий не только отдельные люди, но и целые народы часто оказывались в тяжелейших условиях. Войны, эпидемии, репрессии, голодные годы, финансовые кризисы — все эти события требовали только одного: продержаться столько, сколько нужно. В экстренных ситуациях человеку и правда не до того, чтобы ставить перед собой неразрешимые вопросы, его задача — сохранить жизнь и здоровье себе и близким.

Но любой кризис рано или поздно заканчивается, и приходится учиться жить по-новому. Выясняется, что еда, одежда и крыша над головой — далеко не всё, что нужно для благополучия. Человек, не понимающий самого себя и не знающий, какие у него ценности и приоритеты; не умеющий признавать свои ошибки и, в хорошем смысле этого слова, воспитывать других; человек, «ухватившийся» за свой комфорт и потому не способный мечтать, не может быть поистине счастлив. И как только к людям приходит понимание этой истины, они начинают размышлять о внутреннем мире: о том, что все мы очень похожи, но в то же время совсем разные — и каждый должен найти и занять особенное, никому больше не принадлежащее место в жизни.

Примерно об этом будут рассуждать и выпускники, которые сдают итоговое сочинение в 2022 году. Поскольку темы для экзамена теперь не придумывают «с нуля», а берут из закрытого банка, давайте вспомним: какие вопросы одиннадцатиклассникам?

Направления и темы прошлых лет

За девять лет, на протяжении которых школьники сдают итоговое сочинение, накопилось довольно много направлений, созвучных с блоком «Внутренний мир человека и его личностные качества»:

Это значит, что на экзамене могут попасться вот такие темы:

  • • Почему важно уметь признавать свои ошибки?
  • • Помогает ли чужой опыт не совершать ошибок?
  • • Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?
  • • Что можно и нужно побеждать в самом себе?
  • • Ценности, которым нельзя изменить.
  • • Когда человек становится личностью?
  • • Как характеризует человека его мечта?
  • • Почему человек решается идти наперекор судьбе?
  • • Что значит быть добрым?
  • • Что значит «быть в ладу с самим собой»?

Глядя на этот список, можно выделить три основных проблемы, связанных с внутренним миром человека. Это, во-первых, проблема развития человека как личности; во-вторых, проблема отчаяния и смелости; и, наконец, проблема поиска внутренней гармонии.

Развитие человека как личности

Внутренний мир человека — величина непостоянная. Только появившись на свет, ребёнок и не представляет, сколько сложных понятий существует в мире, куда он пришёл. Да что там: он даже не умеет говорить, не знает названия предметов!

В каком-то смысле, в первые годы жизни мы проходим тот же путь, что и вся человеческая цивилизация: учимся базовым вещам, становимся всё более самостоятельными в бытовом плане, строим отношения с самыми близкими людьми. Как первобытные люди неустанно изучали окружающий мир и обнаруживали у привычных предметов всё новые свойства, так и малыш знакомится с вещами и существами, суть которых ему непонятна. Разница лишь в том, что тот путь, которое человечество прошло за тысячелетия, ребёнок преодолевает буквально за несколько лет — и всё потому, что он пользуется опытом предыдущих поколений.

Чем старше становится человек, тем более понятны ему становятся слова, обозначающие уже не предметы, а переживания, чувства, мысли. Ребёнок понимает, что такое добро и зло, любовь и вражда, награда и наказание, трусость и смелость. И также он начинает осознавать, что нельзя всегда идти на поводу у своих желаний: нужно прислушиваться к интересам близких людей. Сначала ребёнок берёт из вазочки конфету и относит брату или сестре — а потом отказывается есть последнюю конфету сам, желая, чтобы она досталась кому-то, кого он любит.

Тут-то и появляются новые, куда более сложные вопросы. Где грань между добротой и неумением постоять за себя? Поделиться конфетой с братом, особенно если он об этом даже не просил, — хороший поступок. А если брат — задира и грозится устроить истерику, если ему эту конфету не отдадут?

Впервые сталкиваясь с такими вопросами, ребёнок обычно ищет ответа у взрослых: родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, учителей. Малышу кажется, что взрослые знают всё на свете и никогда не ошибаются. Но вскоре он обнаруживает, что даже у его родителей может быть разное мнение по тому или иному вопросу. Например, папа считает, что дети могут творить дома что угодно, лишь бы оставили родителей в покое, — а мама устраивает разбирательства из-за любой испорченной вещи. Так что же, получается, нужно не просто слушаться взрослых, а думать самому?

Перечислим произведения, в которых персонажи развиваются как личности, совершая ошибки и порой горько раскаиваясь в содеянном:

• рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», где главный герой впервые встречается с собственной совестью;

• повесть Максима Горького «Детство» — о мальчике, который рос в атмосфере насилия и вражды всех со всеми, но благодаря примеру любящей бабушки стал достойным человеком;

• шуточная книжка Жан-Клода Мурлева «Третья месть Робера Путифара» — о школьном учителе, который по-настоящему взрослеет, только выйдя на пенсию;

• фильм «Леди Бёрд», неспешное повествование о жизни выпускницы, которая ищет себя перед тем, как войти во взрослую жизнь.

Отчаяние и смелость

Разобравшись, что такое добро и зло, ребёнок сталкивается с новым испытанием: оказывается, для того, чтобы поступать по совести, иногда требуется недюжинная смелость. Мало разобраться, как устроен мир, и познакомиться с собственной душой: нужно приложить много усилий, чтобы сохранить в себе лучшие качества. Помимо «проверок» на внутреннюю чистоту, подросток также обнаруживает, что нельзя раз и навсегда найти свою, как говорится, зону комфорта. Такие личностные качества, как

любознательность, требовательность к самому себе и мечтательность (в хорошем смысле), не дают человеку усидеть на месте. Но как быть, если цель, которую поставил перед собой взрослеющий человек, не находит понимания у окружающих? Допустим, подросток хочет выбрать «непопулярную» профессию, а родители настаивают, что он должен освоить техническую специальность.

Но даже если рядом есть близкие люди, которые поддерживают молодого человека или девушку в его благородных стремлениях, случается и такое, что сами обстоятельства мешают реализовать задуманное. Тогда человеку приходится либо махнуть на всё рукой (и, возможно, потом всю жизнь жалеть о том, что не хватило смелости плыть против течения), либо пойти наперекор судьбе.

Мечтательности, смелости и целеустремлённости посвящены следующие произведения:


  • • повесть А. С. Грина «Алые паруса» — о девушке, которая верила в мечту, несмотря на неприятие окружающих (впрочем, если хорошенько разобраться, Ассоль — далеко не безупречный пример для подражания);

  • • произведение современной писательницы Анны Гавальда «35 кило надежды», в котором 13-летний Грегуар, имеющий репутацию закоренелого двоечника, открывает в себе неожиданный талант;

  • • фильм «Общество мёртвых поэтов» — о юноше, который идёт к своей мечте, хотя родители не принимают его стремлений (предупреждаем: фильм тяжёлый, в конце можно и расплакаться).

Верность себе; внутренняя гармония

И вот, познакомившись с самим собой, расставив приоритеты и научившись идти наперекор обстоятельствам, человек задаёт себе ещё один, практически неподъёмный, вопрос. Что такое внутренняя гармония? Можно ли сделать так, чтобы тебе всегда было хорошо — даже в одиночестве? И вообще, существует ли в мире такой человек, который не должен постоянно вмешиваться в спор между светлой и тёмной стороной внутри себя самого?

К счастью (а для кого-то, может, и к сожалению), человек — существо, которое постоянно развивается. Поэтому нельзя посвятить пять, десять или даже пятьдесят лет упорной внутренней работе, а потом жить «просто так»: нравственный выбор всегда требует от усилий. Однако, чем дольше человек остаётся верен самому себе, чем активнее он растёт как личность и борется с собственными недостатками, тем легче ему оставаться при своём мнении в сложной ситуации. Принцип здесь такой же, что и в любом спорте: чем старательнее тренируешься, тем больше шанс, что на соревнованиях покажешь отличный результат.

Внутренне гармоничные персонажи, которые воспитали себя сами, — это, например,

Стародум из пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль» или лирический герой этого стихотворения И. А. Бунина:

ВЕЧЕР

  • О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
  • А счастье всюду. Может быть, оно —
  • Вот этот сад осенний за сараем
  • И чистый воздух, льющийся в окно.
  • В бездонном небе лёгким белым краем
  • Встаёт, сияет облако. Давно
  • Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
  • А счастье только знающим дано.