САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Лирика И. А. Бунина (1870—1953). 5 класс

Что значит быть счастливым? Размышляем вместе с Иваном Александровичем Буниным, который прожил не самую простую жизнь — и всё же, думается, нашёл ответ. В помощь школьнику. Первая неделя мая

Лирика И. А. Бунина (1870—1953). 5 класс / Pixabay.com
Лирика И. А. Бунина (1870—1953). 5 класс / Pixabay.com

Текст: Ольга Лапенкова

Как показывает практика, отношения с поэзией у юных читателей складываются куда труднее, чем с прозой. В рассказах и повестях всё просто и понятно: сначала автор описывает главных героев — как их зовут, сколько им лет, где они живут, как относятся друг к другу; потом происходит неожиданное событие, с которого и начинается сюжет (в литературоведении оно называется «завязка»); ну а затем герои пытаются справиться со свалившейся на голову проблемой, и остаётся только узнать, чем всё закончится.

Но как быть читателю, когда в руки попадает стихотворный текст? О главном герое нам не рассказывают, да и сюжета, в привычном понимании слова, в лирических произведениях почти не бывает. Тогда зачем, спрашивается, вообще нужны эти коротенькие произведения, которые нас с детства заставляют учить наизусть? И ещё: чем стихи Пушкина отличаются от, например, произведений Лермонтова, Тютчева или Фета? Ведь пишут про одно и то же: про природу, про погоду, про несчастную любовь…

Но если копнуть поглубже и прочитать не одно-два стихотворения определённого поэта, а десять или двадцать, да ещё изучить его биографию, то маленькие тексты, словно пазлы, превратятся в единое полотно. И выяснится, что стихи — это попытка каждого автора ответить на самые важные для него философские вопросы.

Пожалуй, у каждого поэта была излюбленная тема. М. Ю. Лермонтов, например, писал об одиночестве; о том, что свободомыслящий человек часто оказывается лишним в обществе; о том, как сложно, а порой невозможно найти истинного друга или любимого человека. Однако лирический герой Лермонтова (ещё один литературоведческий термин: «лирическим героем» называется главный персонаж стихотворения) не только жалуется на судьбу; нередко он благодарит её. Пусть он одинок — но при этом свободен; он ищет смысл жизни, своё место в мире, и никто не может ему указывать, о чём думать и говорить. И пусть у него нет тихой гавани, где можно отдохнуть в кругу родных и близких, — эта «кочевая» жизнь ему намного ближе, чем тишина и покой. Не случайно одно из самых знаменитых стихотворений Лермонтова — «Парус» — заканчивается такими строками:

  • ...Увы! Он счастия не ищет
  • И не от счастия бежит!

  • Под ним струя светлей лазури,
  • Над ним луч солнца золотой…
  • А он, мятежный, просит бури,
  • Как будто в бурях есть покой!

(Кстати, если почитать о детстве и юности Лермонтова, станет понятно, откуда такой интерес к теме одиночества: Михаил Юрьевич был единственным ребёнком в семье, рано потерял родителей, не имел друзей среди сверстников, а первая любовь у него случилась прямо-таки трагическая. Но не будем ставить знак «равно» между реальным человеком и лирическим героем: поэты далеко не всегда пишут о себе; они вполне могут выдумать человека, от лица которого написано стихотворение.)

Ф. И. Тютчева больше всего интересовали отношения между человеком и природой («Откуда, как разлад возник?..»), Н. А. Некрасова — социальная несправедливость (будучи дворянином, он написал множество стихотворений о крестьянских судьбах)… А вот что касается героя нашей сегодняшней статьи, Ивана Александровича Бунина, то он, пожалуй, всю жизнь пытался понять, что такое счастье.

Золотое детство

Одно из первых стихотворений Бунина, с которым знакомится юный читатель, — это трогательное воспоминание уже взрослого героя о маме:

МАТЕРИ

  • Я помню спальню и лампадку.
  • Игрушки, тёплую кроватку
  • И милый, кроткий голос твой:
  • «Ангел-хранитель над тобой!»

  • Бывало, раздевает няня
  • И полушёпотом бранит,
  • А сладкий сон, глаза туманя,
  • К её плечу меня клонит.

  • Ты перекрестишь, поцелуешь,
  • Напомнишь мне, что он со мной,
  • И верой в счастье очаруешь…
  • Я помню, помню голос твой!

  • Я помню ночь, тепло кроватки,
  • Лампадку в сумраке угла
  • И тени от цепей лампадки…
  • Не ты ли ангелом была?
  • 1906—1911

Это стихотворение написано классически, традиционно. Здесь нет игры слов, сложных символов и аллегорий, нет экспериментов с формой: текст поделён на привычные читателю четверостишия, рифмовка везде одинаковая. Средств выразительности в тексте немного (это эпитеты «милый, кроткий», метафоры «глаза туманя», «верой… очаруешь», лексические повторы), да ещё и заканчивается он почти так же, как начинается. И хотя стихотворение, безусловно, доброе и трепетное, читатель всё-таки не понимает: что же тут особенного?

Пока что оставим этот вопрос без ответа — и вспомним ещё один текст, который И. А. Бунин посвятил маме. Здесь она предстаёт уже не ангелом-хранителем, а волшебницей, способной в непогожий вечер унести ребёнка в те края, где всегда тепло и радостно:

  • Помню — долгий зимний вечер,
  • Полумрак и тишина;
  • Тускло льётся свет лампады,
  • Буря плачет у окна.

  • «Дорогой мой, — шепчет мама, —
  • Если хочешь задремать,
  • Чтобы бодрым и веселым
  • Завтра утром быть опять, —

  • Позабудь, что воет вьюга,
  • Позабудь, что ты со мной,
  • Вспомни тихий шепот леса
  • И полдневный летний зной;

  • Вспомни, как шумят берёзы,
  • А за лесом, у межи,
  • Ходят медленно и плавно
  • Золотые волны ржи!»

  • И знакомому совету
  • Я доверчиво внимал
  • И, обвеянный мечтами,

  • Забываться начинал.
  • Вместе с тихим сном сливалось
  • Убаюкиванье грёз —
  • Шёпот зреющих колосьев
  • И невнятный шум берёз…
  • 1887

Главная мысль здесь такая же простая и понятная, как и в прошлом: материнская любовь творит чудеса. Но перечитаем стихотворение повнимательнее и обратим внимание на другую, менее очевидную тему. Несмотря на то, что лирический герой — совсем маленький ребёнок, он уже не малыш, которому нравится всё вокруг. Он уже чем-то недоволен (в данном случае — холодом и вьюгой, ведь в такую погоду не погуляешь), он хочет нарушить ход вещей: вернуть себе — пусть и при помощи фантазии — лето, «полдневный летний зной», «шёпот зреющих колосьев», «невнятный шум берёз».

Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы мечтать о тёплых беззаботных деньках. Речь о другом: именно так, незаметно, по крупицам, мы и теряем счастье, которое потом всю жизнь не можем найти. Мы начинаем уноситься мечтами в какой-то земной рай, где, кажется, нам всегда будет хорошо. Кто-то начинает жить воспоминаниями, кто-то — мечтами, а кто-то уходит с головой в хобби или работу, не желая ни на секунду покидать свой тихий и безопасный, но очень тесный мирок. Но на самом-то деле земного рая не существует. Всем нам следовало бы сохранить в себе детское умение радоваться жизни такой, какая она есть, а не убегать от неё.

Кажется, не случайно в творчестве И. А. Бунина часто появляется лирический герой, который вспоминает о старинных друзьях, о ребяческих играх и прогулках по лесу — или приезжает в давно покинутый дом, где когда-то жила шумная семья, и предаётся ностальгии:

ДЕТСКАЯ

  • От пихт и елей в горнице темней,
  • Скучней, старинней. Древнее есть что-то
  • В уборе их. И вечером красней
  • Сквозь них зари морозной позолота.

  • Узорно-лёгкой, мягкой бахромой
  • Лежит их тень на рдеющих обоях —
  • И грустны, грустны сумерки зимой
  • В заброшенных помещичьих покоях!

  • Сидишь и смотришь в окна из угла
  • И думаешь о жизни старосветской…
  • Увы! Ведь эта горница была
  • Когда-то нашей детской!
  • 1906

И. А. Бунину, сочинявшему эти стихи, было 36 лет, и он словно предвидел собственное будущее: спустя одиннадцать лет, в 1917 году, произойдёт революция, Российская Империя станет новым государством под названием СССР, и писатель будет вынужден навсегда уехать за границу. Будучи выходцем из старинного дворянского рода и убеждённым сторонником царского режима, он не сможет найти себе места в стране, где так называемых классовых врагов преследовали: арестовывали, отправляли в исправительные лагеря, а многих даже расстреливали. А поселившись во Франции, Бунин очень скучал по родным краям — тем более что вернуться туда он уже не мог при всём желании…

Птица счастья

Но вернёмся к стихам. Долгое время лирический герой Бунина жил воспоминаниями о детстве: ему казалось, что счастье навсегда осталось там, в беззаботных мальчишеских годах, в том времени, когда всё вокруг — даже иней на окне — кажется чудесным (и здесь, кстати, мальчишку вовсе не расстраивают морозные деньки):

  • На окне, серебряном от инея,
  • За ночь хризантемы расцвели.
  • В верхних стёклах — небо ярко-синее
  • И застреха в снеговой пыли.

  • Всходит солнце, бодрое от холода,
  • Золотится отблеском окно.
  • Утро тихо, радостно и молодо.
  • Белым снегом всё запушено.

  • И всё утро яркие и чистые
  • Буду видеть краски в вышине,
  • И до полдня будут серебристые
  • Хризантемы на моём окне.
  • 1903

(Застреха — это, кстати, нижний край крыши деревенского дома. Так что неудивительно, что лирический герой так любит природу, свободу, беготню по лесу или по полю: сам Иван Александрович вырос не в городе, а в настоящем дворянском имении.)

Но в конце концов герой Бунина приходит к тому, что счастье зависит не от времени и места, а от самого человека. И счастливым может быть любой — стоит лишь постичь некое тайное знание. Это знание есть у любого ребёнка, но и взрослый всегда может вернуться к нему, воскресить его в своей душе, стоит только захотеть. И здесь наиболее показательно вот это стихотворение:

ВЕЧЕР

  • О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
  • А счастье всюду. Может быть, оно —
  • Вот этот сад осенний за сараем
  • И чистый воздух, льющийся в окно.

  • В бездонном небе лёгким белым краем
  • Встает, сияет облако. Давно
  • Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
  • А счастье только знающим дано.

  • Окно открыто. Пискнула и села
  • На подоконник птичка. И от книг
  • Усталый взгляд я отвожу на миг.

  • День вечереет, небо опустело.
  • Гул молотилки слышен на гумне…
  • Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
  • 1909

Лирический герой не может до конца сформулировать, что такое счастье; не случайно в начале стихотворения он размышляет: «может быть, оно...» Такая беспомощность, невозможность выразить свои мысли и чувства кажется странной для умного, образованного человека, каким лирический герой, несомненно, является — ведь он весь вечер сидит за книгами, пока в какой-то момент не отводит «усталый взгляд» и не смотрит в окошко. Но, выходит, действительно есть в мире высокие, вечные чувства, которые неподвластны перу. Так что невозможно дать «рецепт» счастья. К нему нужно прийти самому. И ещё: его нужно не понять, а почувствовать.