28.10.2024
Итоговое сочинение. В помощь школьнику

Итоговое сочинение-2024. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

4 декабря 2024 года одиннадцатиклассникам предстоит сдать итоговое сочинение. Прорабатываем белые пятна в преддверии экзамена

Итоговое сочинение-2024. Отношение человека к другому человеку, нравственные идеалы и выбор между добром и злом / Игорь Олейников. Иллюстрация к сказке Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева». М.: Мастерская детских книг, 2017
Итоговое сочинение-2024. Отношение человека к другому человеку, нравственные идеалы и выбор между добром и злом / Игорь Олейников. Иллюстрация к сказке Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева». М.: Мастерская детских книг, 2017

Текст: Ольга Лапенкова

Каждому приходится совершать нравственный выбор. Порой мы предпочитаем отмахнуться от трудностей. А иногда, наоборот, преодолеваем себя, чтобы чему-то научиться или чего-то достичь; помочь нуждающимся — или сохранить отношения с близкими. Это нелегко, но разве лучше было, если бы мы вовсе не имели свободы воли?

4 декабря 2024 года одиннадцатиклассникам предстоит сдать итоговое сочинение. С одной стороны, пройти это испытание несложно даже без тщательной подготовки: чтобы получить зачёт, зарываться в книги, как перед ЕГЭ, совершенно не обязательно. С другой стороны, ответственная проработка белых пятен в преддверии декабрьского сочинения однозначно полезна в стратегическом смысле. Это помогает:

  • •морально подготовиться к испытаниям, которые проходят в довольно-таки стрессовом режиме (закрытый кабинет, молчаливые блюстители порядка, очевидный запрет на шпаргалки и подсказки, чётко отмеренное время на выполнение задания), ведь итоговое сочинение для школьников — это первый со времён ОГЭ, то есть за полтора года, экзамен;
  • •вспомнить, как связно и выразительно формулировать свои мысли, да ещё и «укладывать» их в шаблон — опять же, не такой строгий и многосложный, как на ЕГЭ по русскому, но всё же;
  • •прокачать творческие скиллы. Итоговое сочинение славится как самое «вольное» из школьных испытаний, ведь здесь можно выбирать аж из шести тем, озвучивать непопулярные (в разумных, конечно, пределах) мнения, а в качестве аргументов брать фильмы, сериалы, комиксы и даже компьютерные игры, при условии, что это второй пример-иллюстрация, а первый относится всё-таки к царству литературы;
  • •пополнить список аргументов, которые пригодятся на ЕГЭ по русскому и — кому актуально — по литературе.

Апеллировать к комиксам, графическим романам, компьютерным играм и прочим «неформальным» вещам на ЕГЭ, правда, не положено. А вот использовать примеры из литературы можно и даже нужно. Причём это не обязательно должны быть художественные произведения: мемуары, нон-фикшн, философия, история, даже Священное Писание — всё это пригодится школьнику и в декабре, и в мае. А если само мироздание даёт вам повод приступить к подготовке пораньше и, соответственно, вызубрить инициалы авторов, имена-фамилии героев и прочие мелочи без лишнего стресса, почему бы этим шансом не воспользоваться?

Тем более что в книжных магазинах, да и в интернете, скопилась уйма материалов для подготовки к итоговому сочинению-2024, и это — один из них.

Примерные формулировки тем

Какие темы могут попасться на итоговом сочинении — вопрос трудный. Мы, простые смертные, знаем только названия 11 разделов, но понятие «раздел» не равно понятию «тема». Собственно, в рамках того направления, которому посвящена эта статья, вас могут спросить — как это и следует из названия — про отношения между людьми (тут всё понятно), про нравственные идеалы (то есть качества, которые мы считаем наиболее полезными, и про людей, на которых стараемся равняться) и про выбор между добром и злом — выбор длиною в жизнь. Радостно, что темы итогового сочинения в 2024-м не берутся из воздуха: они заимствуются из «банка», то есть из перечня тем, которые уже фигурировали на декабрьском испытании в прошлые годы. Так что, судя по десятилетнему опыту, спросят у нынешних учеников примерно следующее:

  • •«Что значит „жить ради людей“»?
  • •«Что такое взаимопонимание?»
  • •«Что такое самоотверженная любовь?»
  • •«Хорош ли принцип „живи сегодняшним днём“»?
  • •«Временное и вечное в нашей жизни».
  • •«Когда в человеке борются разум и чувства?»
  • •«Когда возникает выбор между честью и бесчестием?»

С чуть меньшей долей вероятности вам могут попасться и другие темы, которые беспрепятственно можно найти в интернете. Например, здесь.

О чём можно порассуждать

Как уже было сказано, данный раздел как бы «распадается» сразу на три подраздела, поэтому стоит разобрать каждый из них отдельно.

Что касается отношения человека к другому человеку, вроде бы само собой разумеется, что оно должно быть уважительным, доброжелательным, основанным на взаимопонимании — или хотя бы на искреннем стремлении его достичь. Но почему это так?

Многих из нас в детстве настолько утомили нравоучениями вроде «Веди себя хорошо!», что в юности и зрелости человек сомневается, имеется ли под этой моралью какой-то фундамент. Но он, конечно, есть: быть доброжелательным необходимо хотя бы потому, что так — и только так — можно достичь осознанного контакта с человеком, построить наполненные, глубокие отношения. А ещё — потому что сами мы вряд ли бы хотели столкнуться с грубостью, равнодушием и потребительским отношением. Относясь к людям с участием и заботой, мы проявляем уважение не только к ним, но и, в какой-то степени, к самим себе.

Что касается нравственных идеалов, это, как уже было сказано, либо то, что мы ценим в другом человеке и в самом себе, либо — в более узком смысле — те исторические или литературные персоналии, на которых мы хотим быть похожи. Перефразируя известную фразу: «Скажи мне, кто твой кумир, и я скажу, кто ты». Если у кого-то есть образец для подражания, скорее всего, этот кто-то хочет походить на кумира не только внешне, но и внутренне; значит, именно таким ему хотелось бы видеть не только себя, но и большинство окружающих. И если почитаемая фигура — действительно заслуживающий уважения человек, то всё в порядке (хотя увлекаться подражанием или, тем более, поклоняться другому человеку как богу, конечно, нельзя). А если нет, то значит, что почитатель не понимает, какими — и почему — должны быть отношения между людьми, чтобы в обществе царили мир и благодать. И тогда нужно вернуться к первому пункту и подумать: если все будут относиться к другим так, как я отношусь к окружающим, — хорошо это будет или не очень?

Впрочем, все эти рассуждения не больно-то состоятельны, если человек в принципе не понимает, что такое добро и зло. Возможно, его не научили различать их в детстве, а возможно, он взял пример с кого-то не того — или просто запутался в своих мыслях, чувствах и исканиях. Очевидно, такого человека подвели и разум, и чувства, и он отчаялся найти истину. Если дело обстоит так, важно не ставить на себе крест и помнить, что кризисные моменты бывают у всех, а умение сомневаться — качество во многих ситуациях полезное. Это значит, что у человека развито критическое мышление, что он способен формировать собственное мнение, а не слепо следовать за лидером (который может быть вовсе и не лапочкой).

Итак, задавать самому себе «острые» вопросы — не только естественно, но и полезно; пытаться понять, как сложились общепринятые устои, тоже нормально. Главное, чтобы опасные мысли оставались не более чем мыслями — и не выливались в поступки, за которые будет стыдно.

Варианты аргументов из литературы

Разнообразным оттенкам человеческих отношений, в первую очередь — отношений любовных, посвящены рассказы из цикла И. А. Бунина «Тёмные аллеи». В этот сборник, в частности, входят рассказы:

  • •"Кавказ" — о молодой женщине, которая решила сбежать с возлюбленным от мужа-тирана и надеялась, что супруг махнёт на неё рукой, но вскоре оказалось, что она недостаточно хорошо его знала;
  • •«Стёпа» — о помещике, ради случайной прихоти разрушившем привычный жизненный уклад невинной крестьянской девушки;
  • •«Руся» — о дачном романе между молодым человеком, которого наняли гувернёром к мальчику Пете, и Русей — Петиной старшей сестрой;
  • •«Чистый понедельник» — о причудливых взаимоотношениях жизнерадостного, шумного, любящего светские развлечения молодого мужчины и экзальтированной красавицы, которая одновременно и радуется своей сладкой пустоватой жизни, и страдает, чувствуя, что рождена для чего-то другого;
  • •собственно «Тихие аллеи» — о встрече возлюбленных спустя тридцать лет после расставания.

Ещё одно произведение, в котором глубоко и разносторонне раскрывается тема несчастной любви, — драма

«Сирано де Бержерак». Главный герой — бравый гвардеец, «искусный забияка», который всегда готов постоять за свою честь (даже когда без дуэли спокойно можно было бы обойтись). Помимо таланта фехтовальщика, Сирано наделён литературным даром: он выдающийся поэт и драматург. Вот только в одном природа отказала де Бержераку — в изящной внешности. Сирано стыдится огромного носа и поэтому не решается напрямую признаться в чувствах любимой женщине. Вместо этого де Бержерак находит крайне странный (не будем спойлерить) способ преподнести своей Роксане написанные в её честь стихи. Ни к чему хорошему это, впрочем, не приводит. (Кстати, поэт Сирано де Бержерак существовал в реальности: он вправду служил во французской гвардии, и у него действительно был неестественно большой нос.)

Ну, а коль скоро речь зашла о французских бравых вояках, нельзя не вспомнить роман Александра Дюма «Три мушкетёра». Чего стоит только неугомонный гасконец д'Артаньян, который в первый же свой день в Париже умудрился вызвать на дуэль сразу трёх мушкетёров: Атоса, Портоса и Арамиса, — а потом со всеми передружиться. В романе есть и любовь, и товарищество, и верность, и предательство, и страсть, и скорбь, и политические интриги — в общем, уйма ситуаций, когда герои успешно (или не очень) хранили верность своим нравственным идеалам и выбирали между добром и злом.

Вредный совет. «Сирано де Бержерака» и «Трёх мушкетёров», конечно, лучше читать в оригинале, но можно и посмотреть экранизации. Чтобы не столкнуться с отсебятиной, рекомендуем смотреть: в первом случае — французский фильм 1990 года (реж. Жан-Поль Раппно), где де Бержерака играет Жерар Депардье, во втором — английский фильм 1973 года (реж. Ричард Лестер). Советская версия с Михаилом Боярским хотя и заслужила звание культовой, но оригиналу соответствует не вполне.

Варианты аргументов из кинематографа

Напомним: чтобы получить зачёт по критерию «Аргументация», достаточно привести всего один пример из литературы. Второй может быть откуда угодно — например, из кино. И здесь можно посоветовать следующие картины:фильмы:

  • •«Мимино» (1977, реж. Георгий Данелия) — остроумный, добрый и трогательный фильм о грузинском лётчике Валико Мизандари, известном как Мимино, который совершает рейсы на вертолётах между деревнями и своим родным городом Телави. Волею судеб он оказывается в Москве и там делит кров с Рубиком Хачикяном — суетливым водителем, который поначалу не больно-то рад такому соседству. Однако вскоре герои становятся друзьями и вместе проходят немало жизненных испытаний, а ещё Рубик помогает товарищу разобраться в себе и оставить в прошлом безответную любовь.
  • •«Остров» (2006, реж. Павел Лунгин). Это мрачная и вместе с тем пронзительная история отца Анатолия — монаха, который во время войны предал товарища и, даже отрешившись от мира и посвятив долгие годы покаянию, не смог себе этого простить. Тем не менее отец Анатолий славится как чудотворец: люди приходят к нему, потому что верят, что он обладает способностью предсказывать будущее и исцелять даже безнадёжно больных. Так и получается, что, помогая другим, он оказывается не способен помочь самому себе. И даже не надеется, что спустя тридцать лет после событий Великой Отечественной с ним самим произойдёт — ни много ни мало — чудо.
  • •«Волшебная страна» (2004, реж. Марк Форстер). Главный герой фильма — драматург Джеймс Барри, автор известной сказки «Питер Пэн». Однако в начале картины центральный персонаж ещё не стал автором бессмертного хита. Пока что у него проблемы с карьерой и финансами — и он понятия не имеет, что совсем скоро познакомится с мальчиком Питером и его братьями, которые недавно потеряли отца и как никто нуждаются в заботе и в тепле. А ещё — в сказочном мире, куда можно спрятаться от непомерного горя.

Варианты эпиграфов

Отдав дань кинематографу, вернёмся к аргументам из литературы. Помимо рассказов, повестей, романов и пьес, на итоговом сочинении можно использовать и стихи. И вот фрагменты из стихотворений, которые прекрасно подойдут к теме отношений, нравственного выбора и борьбы добра со злом:

  • О, как убийственно мы любим,
  • Как в буйной слепоте страстей
  • Мы то всего вернее губим,
  • Что сердцу нашему милей!
  • Ф. И. Тютчев

  • Всё говорим:
  • «Бережём тех, кого любим,
  • Очень».
  • И вдруг полоснём,
  • Как ножом, по сердцу —
  • Так, между прочим.
  • Ю. В. Друнина

  • Почему одним – чужие беды
  • Перехватывают горло вдруг?..
  • А другим – чинушам иль эстетам —
  • До чужих несчастий недосуг.
  • А. Д. Дементьев

  • Давайте делать просто тишину,
  • Мы слишком любим собственные речи,
  • Ведь из-за них не слышно никому
  • Своих друзей на самой близкой встрече.
  • Б. Ш. Окуджава

Можно взять какое-нибудь стихотворение в качестве «полноценного» аргумента (только не забудьте найти и прочитать оригинал!), а можно процитировать приведённые выше строки в качестве эпиграфа. Девять школьников из десяти скажут, что это лишняя заморочка, и будут, пожалуй, правы. Зато десятый откроет для себя нового интересного автора — и сдаст на проверку не просто тортик, а тортик с вишенкой. Красиво.

Вариант шаблона (с примерным количеством слов)

Как уже говорилось, шаблон итогового сочинения не такой хитрый, как шаблон ЕГЭшного. Декабрьское сочинение свободно от клише и состоит всего из четырёх абзацев. Нетрудно догадаться, что это:

  • •введение (60–80 слов) — здесь нужно вкратце порассуждать на выбранную тему, а потом вывести тезис, то есть ключевую мысль сочинения;
  • •первый абзац основной части (100–150 слов) — тут пишем про первое выбранное для анализа произведение (автор, название, главные герои, краткий пересказ важного эпизода, микровывод);
  • •второй абзац основной части (100–150 слов) — то же самое, только про второе произведение;
  • •заключение (40–60 слов) — суперкраткий пересказ всего, что вы написали.

Если слов получится чуть больше или чуть меньше, не страшно, — главное, чтобы их было как минимум 250, иначе работу не зачтут. И да, предлоги, союзы и частицы тоже считаются.

А пример «пятёрочного» сочинения по направлению «Отношение человека к другому человеку, нравственные идеалы, выбор между добром и злом» можно прочесть здесь.