САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Итоговое сочинение-2023. Направление «Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом»

Пример и практические рекомендации по написанию итогового сочинения о том, как следует относиться к ближним и дальним — и всегда ли легко отличить зло от добра

Пример итогового сочинения  «Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом»/«Демон сидящий» (1890)  Михаила Врубеля / wikipedia.org
Пример итогового сочинения «Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом»/«Демон сидящий» (1890) Михаила Врубеля / wikipedia.org

Текст: Ольга Лапенкова

В первую среду декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение — не очень большую, объёмом около 350 слов, работу, которая служит допуском к государственным экзаменам. Этот ученический текст оценивается не так строго, как сочинение формата ЕГЭ. Здесь, как и за любую другую «школьную» работу, оценки выставляют по пятибалльной шкале; если автор заслужил хотя бы тройку, зачёт у него в кармане.

Однако это не значит, что к итоговому сочинению не нужно готовиться. В помощь школьнику ФИПИ уже выложил три тематических блока, которые гарантированно достанутся каждому подростку на итоговом сочинении:

  • •«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;

  • •«Семья, общество, Отечество в жизни человека»;

  • •«Природа и культура в жизни человека».

Каждый тематический блок содержит ещё несколько направлений. Сегодня мы разбираем одно из наиболее популярных, но не сказать чтобы очень простых: «Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом».

Ничего принципиально нового в этом направлении нет: оно «перекочевало» в нынешнюю программу из списка, составленного экспертами для итогового сочинения 2022/23. И в прошлом году мы много рассуждали о том, как нам, собственно, следовало бы относиться друг к другу, чтобы на планете царили мир и благодать.

Не будем повторяться — и сосредоточимся на практической стороне вопроса. Поищем в закрытом банке (который на поверку оказывается не таким уж закрытым) примерные темы, подберём красивую цитату-эпиграф и научимся грамотно делить будущий текст на абзацы.

Возможные темы итогового сочинения

«Отношение человека к другому человеку» — это ещё не тема будущего сочинения, а всего лишь направление. Конкретные формулировки могут попасться любые, и заранее их никто не озвучивает. В прошлом году мы уже пытались предположить, какие темы достанутся тем, кто будет рассуждать о добре и зле, милосердии и равнодушии, равенстве и власти. Но есть и другие варианты, к примеру:

  • •Что важнее: понимать человека или управлять им?

  • •Что значит быть авторитетным человеком в обществе?

  • •Чем различаются дружба и приятельство?

  • •Может ли дружба принести человеку разочарование?

  • •Чем опасно равнодушие?

Варианты эпиграфов для итогового сочинения

Наверняка вы замечали, что писатели, прежде чем начать произведение, часто предваряют его короткой мудрой фразой. Такая фраза идёт сразу после названия (в нашем случае — после переписанной на белый лист темы сочинения), «выравнивается» по правой стороне и называется «эпиграф». Эпиграф — необязательная, но выигрышная часть итогового сочинения. Рекомендуем выучить и использовать вот эти цитаты:

•«Доброе так же легко превращается в злое, как и злое — в добро». Яков Бёме

•«Добро существует в природе вещей, зло — в природе человека, который употребляет вещи во зло». Пьер Эдмон Боше

•«Делайте свое добро там, где вы есть; эти маленькие кусочки добра, собранные вместе, переполняют мир». Десмонд Туту

Композиция итогового сочинения

При работе над выпускным сочинением педагоги рекомендуют не писать его «сплошным текстом», а делить на четыре абзаца. И, что самое важное, в конце каждого по-новому прописывать одну и ту же ключевую мысль. Композиция итогового сочинения, с которым можно побороться за высший балл, выглядит так:

•1 абзац. Введение. Небольшое размышление на заданную тему + тезис, т. е. основная мысль, которую нужно будет доказать на примерах из художественной литературы.

•2 абзац. Первый абзац основной части. Имя автора № 1, название произведения № 1, краткий пересказ ключевого эпизода либо всего произведения, вывод (повтор тезиса другими словами).

•3 абзац. Второй абзац основной части. Имя автора № 2, название произведения № 2, краткий пересказ ключевого эпизода или всего произведения, вывод (повтор тезиса другими словами).

•4 абзац. Заключение. Развёрнутый (2–4 предложения) повтор тезиса.

Приведём пример работы, которая могла бы претендовать на пять баллов.

Пример итогового сочинения по направлению «Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом»

Чем опасно равнодушие?

Многие склонны думать, что корень всех бед — это жестокость, грубость, нетерпимость. Или что это — глупость, трусость, жадность. При этом мы часто не осознаём, что равнодушие может быть намного опаснее, чем открытая злоба. Давайте задумаемся: почему негативные качества «укореняются» в душе человека? Разве не потому, что людям зачастую оказывается безразлично, о чём думают, переживают, мечтают их родные и близкие? Если рядом с тем, кому больно и одиноко, не оказывается друга или наставника, то этот человек может озлобиться на весь мир. Итак, равнодушие опасно тем, что именно из-за безразличия окружающих многие несчастные люди становятся завистниками, невежами и даже преступниками.

Обратимся к аргументам из художественной литературы. В повести Н. В. Гоголя «Портрет» главный герой — одарённый художник Чартков — губит свой талант ради богатства и славы. Происходит это во многом из-за равнодушия окружающих. В начале произведения Чартков отдаёт последний двугривенный за портрет, который ему очень понравился. Теперь у молодого человека нет денег даже чтобы заплатить за квартиру. В отчаянии он произносит: «Есть же наконец и терпенью конец. Терпи! а на какие деньги я завтра буду обедать? Взаймы ведь никто не даст. А понеси я продавать все мои картины и рисунки, за них мне за все двугривенный дадут». Люди, окружающие Чарткова, не замечают, что ему нужна помощь. Они не понимают, насколько этот молодой человек талантлив и скольким он жертвует, чтобы служить своему призванию. Главному герою не к кому обратиться за помощью, поэтому он заключает некий договор со сверхъестественными силами, а по сути, «продаёт» свой талант. «Портрет» Н. В. Гоголя — красноречивый пример произведения, где главный герой, оставшись без участия и поддержки, не справляется с испытаниями и заставляет замолчать свою совесть.

Ещё один персонаж, пострадавший из-за равнодушия окружающих, — это Васька Пепел из драмы Максима Горького «На дне». Главные герои произведения — несчастные люди, которые из-за безденежья вынуждены жить в ночлежке и не могут оттуда вырваться. Пепел с детства привык к тому, что его называют «вор, воров сын»: никто в ближайшем окружении не верил, что Васька сможет посвятить жизнь чему-то доброму, осмысленному. Так и вышло, что юноша не стал стараться что-то изменить, а пошёл по тому же пути, который выбрал его отец. Однако в первом акте пьесы в ночлежке появляется странник Лука, и он возвращает молодому человеку волю к жизни. Васька верит, что может начать всё сначала... Но Лука поддерживает его только на словах. Всеобщее равнодушие приводит к тому, что Васька Пепел, сам того не желая, совершает новое преступление. Он убивает владельца ночлежки Михаила Костылёва и пускается в бега. Так безразличие окружающих приводит к тому, что человек, который осознаёт свои недостатки и хочет исправиться, оказывается в ещё худшем положении, чем прежде.

Итак, равнодушие — один из самых страшных человеческих пороков. Неприкрытая злоба, зависть, невежество и другие негативные качества, конечно же, тоже опасны и могут привести к самым печальным последствиям. Однако именно из-за равнодушия окружающих все эти пороки «закрепляются» в душе одинокого, обессиленного человека, и он оказывается не способен бороться с обстоятельствами.