Текст: Ольга Лапенкова
- •художественные книги (причём не обязательно из школьной программы и не обязательно российские);
- •нон-фикшн во всех его проявлениях, в том числе лонгриды на официальных порталах («Год Литературы» тоже подойдёт);
- •музыкальные произведения (не только оперы или балеты, но и песни, музыкальные альбомы);
- •фильмы (как документальные, так и игровые);
- •мифы, легенды и предания;
- •сюжеты и притчи из религиозной литературы;
- •и даже аниме, мангу, графические романы и компьютерные игры.
Последний пункт особенно любопытен, потому что пользоваться подобными примерами на ОГЭ и ЕГЭ — что по русскому языку, что по литературе — в этом году запретили. А вот на декабрьском мини-экзамене простор для творчества оставили.
Впрочем, необходимо учесть, что один аргумент в итоговом сочинении ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть из «серьёзной» литературы. Вот как это сформулировано на официальном сайте ФИПИ:
«Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), а также художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы».
Зато второй аргумент школьник волен взять откуда угодно, и это не может не радовать.
Есть и ещё один путь: можно написать итоговое сочинение, используя всего одно литературное произведение. На том же сайте ФИПИ чёрным по белому написано: «Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал)». Но тогда желательно анализировать два принципиально разных эпизода (или две сюжетные линии). Например, если вы рассуждаете о внутреннем мире человека и приводите в пример «Мастера и Маргариту», первый абзац будет логично посвятить самому Мастеру, а второй — на контрасте — Ивану Бездомному. Или любому другому герою, о внутреннем мире которого автор хоть что-то да рассказал.
Вот, собственно, и всё! Если вы правильно поняли тему, высказали убедительный тезис и доказали его на двух примерах или на одном, но развёрнутом, — зачёт у вас в кармане. Если вы при этом использовали разнообразную лексику, можете претендовать на четвёрку. А если допустили не более пяти всяких там ошибок, то ваша оценка — «отлично».
А теперь перейдём от общего к частному, а именно — к темам, аргументам и вариантам эпиграфов.
Примерные формулировки тем
- •«Согласны ли Вы с утверждением: „Как бы сильно ни менялся мир, люди остаются прежними“»?
- •«Прав ли герой М. Горького, утверждавший: „Человек — это звучит гордо!“?»
- •«Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?»
- •«Что делает человека подлинно счастливым?»
- •«Какую жизненную цель можно назвать благородной?»
- •«Почему человек не должен быть рабом своих чувств?»
- •«Что может привести человека в отчаяние?»
О чём можно порассуждать
Внутренний мир — на то и внутренний, что судить о нём объективно бывает сложно. И, как и в случае с книгами, в мире людей «обложка» далеко не всегда соответствует «содержанию». Нередко талантливыми и даже гениальными оказываются вовсе не дети из богатых и влиятельных семей, а, наоборот, простые парнишки и девчонки, выросшие вдали от цивилизации и вынужденные с детских лет тяжело трудиться, да ещё и терпеть малоприятные выходки родственников и соседей. Именно такой путь, кстати, прошёл один из самых известных отечественных писателей ХХ века — уже упомянутый нами Максим Горький, который в автобиографической повести «Детство» вывел в качестве главного героя парнишку, толком и не видевшего в родном доме ничего, кроме боли, грязи, бедности и жестокости. И напротив: те, кому сама судьба, казалось бы, велела стать людьми выдающимися, отказываются стремиться к высотам. Их вполне удовлетворяет спокойная, сытая, тихая жизнь, в которой нет места самоотверженности, борьбе и вере.
Конечно, ребёнок из обеспеченной семьи с большей вероятностью получит качественное образование и реализует свои таланты. И, разумеется, человек, повзрослевший в тёплой и уютной атмосфере, скорее захочет завести собственную семью и сделать счастливым уже своих детей, чем малыш, брошенный на произвол судьбы. Но не будем забывать и о том, что Людвиг ван Бетховен был старшим из семерых детей, родившихся и выросших в бедной семье, — а в семнадцатилетнем возрасте он потерял и мать, и, фактически, отца, не сумевшего перенести горе и свалившегося в омут депрессии.
Итак, наши таланты, склонности, успехи и нравственные ориентиры зависят не только от генетики и окружения. Это и плохая, и хорошая новость. Плохая — потому что в XXI веке уже не получится оправдать свои неудачи «не таким» происхождением или воспитанием. Хорошая — потому что, даже если в детстве или юности что-то не задалось, любой человек волен исправить это. И воспитать себя самостоятельно, каждый день вступая в борьбу с самим собой и выбирая добро, а не зло. Это нелегко, но нельзя опускать руки — или, столкнувшись с неудачей, «прятаться» в свой внутренний мир, как в панцирь. Точнее, можно, но зачем? Достичь таким образом какого-то спокойствия и комфорта, пожалуй, можно, но стать поистине счастливым — нет.
Варианты аргументов из литературы
Одарённые, умные, тонко чувствующие молодые люди, которые после травмирующих событий замкнулись в себе и порвали все связи с миром, — это любимые герои Ф. М. Достоевского. Именно так ведёт себя, например, главный герой книги «Записки из подполья». В молодости, будучи рядовым чиновником, он не нашёл в своём окружении ни единой родственной души — и озлобился на целый мир. На долгие годы он ушёл в своё «подполье», мрачный мир, куда никто не вторгается. Это привело к тому, что к сорока годам у главного героя нет ни семьи, ни друзей, ни работы (получив наследство, он вышел в отставку и окончательно порвал связи с «внешним» миром), ни какого-то другого занятия, которое приносило бы пользу окружающими — или хотя бы ему самому. Бесконечное самокопание хотя и позволяет ему переосмыслить некоторые поступки из прошлого и раскаяться в них, но не даёт идти дальше: радоваться жизни, открывать для себя что-то новое, мечтать, любить.
Чуть счастливее сложилась судьба другого героя Ф. М. Достоевского — Мечтателя из повести «Белые ночи». Травмирующее событие в его жизни (не будем спойлерить) осталось в его памяти не только как печальное, но и как недосягаемо прекрасное. Так что Мечтатель — персонаж намного более позитивный, нежели главный герой «Записок из подполья». Впрочем, оставаясь добродушным и даже восторженным человеком, он тоже ставит на себе крест и решает жить прошлым, а не будущим. Повесть заканчивается словами: «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»
Также, размышляя о персонажах, искавших себя, но так и не ставших счастливыми, трудно не вспомнить главного героя романа Джека Лондона «Мартин Иден». Это произведение о простом трудяге, который, познакомившись с умной, утончённой и весьма обеспеченной дамой, задался целью сделать всё, чтобы оказаться достойным её. На этом пути он открыл в самом себе немало добрых качеств и талантов. Впрочем, к хеппи-энду это всё равно не привело. (Если вы планируете обращаться к этому произведению на итоговом сочинении, можно как раз-таки порассуждать, в какой момент мистер Иден свернул не туда.)
Варианты аргументов из кинематографа
Определились с литературным аргументом? Тогда можно подыскать ещё один — из мира кино.
Надрывно и почти безнадёжно ищет себя герой одного из самых популярных отечественных фильмов 1980-х — «Курьер» (реж. Карен Шахназаров, 1986). Иван Мирошников, выросший в небогатой семье, только что закончил школу — и так и не определился, что ему делать дальше. А тут ещё одно потрясение: развод родителей. Кажется, что семнадцатилетний юноша должен перенести такой стресс легче, чем ребёнок помладше, однако внимательный зритель понимает, что семья Мирошниковых — как и любая другая, где супруги расстались лет после двадцати брака, — распалась не за секунду. И давным-давно главный герой не столько знал, сколько чувствовал: что-то не так... Неудивительно, что он решил найти собственный путь, — на котором столкнулся со своевольной девушкой Катей, дочерью пользующегося всеобщим уважением, богатого и, кстати, крайне педантичного профессора. Финал в фильме открытый, своего места в жизни Мирошников так и не нашёл, — и всё-таки мы понимаем, что главный герой остался отзывчивым, щедрым, ищущим человеком, и это даёт повод для оптимизма.
Из более современных фильмов можно назвать картину «Я, Эрл и умирающая девушка» (реж. Альфонсо Гомес-Рехон, 2015). Центральный персонаж, старшеклассник Грег Гейнс, — тоже самый обыкновенный подросток. Рос он, правда, не в Советском Союзе 1970-х, а в Америке 2000-х, так что его судьба, надо думать, была во многом легче. Но жить в полной семье, в достатке, да ещё и иметь лучшего друга — ещё не значит быть счастливым! Грег не верит в себя, избегает общества и совершенно не понимает, что ему делать со своей жизнью дальше (например, когда закончится школа). По иронии судьбы, его невольной наставницей становится Рейчел — девушка, у которой диагностировали рак.
Наконец, стоит обратить внимание и на фильм «Оставленные» (реж. Александр Пэйн, 2023), который получил аж пять номинаций на «Оскар». Центральный персонаж этой картины, юноша по имени Ангус Талли, оказывается — что и следует из названия — оставлен на зимние каникулы в школе-интернате: его мать, обещавшая забрать мальчика хотя бы на праздники, в последний момент решила укатить в отпуск с новым мужем. Так и выходит, что Ангус остаётся в школе практически один — если не считать Пола Ханэма, крайне зловредного преподавателя истории. «От делать нечего друзья», педагог и ученик понемногу открываются друг другу с неожиданных сторон — и всерьёз задумываются о том, что жизнь, может, не так уж и плоха.
Варианты эпиграфов
Совсем необязательно, чтобы одним из литературных аргументов было «крупное» произведение — пьеса, повесть или роман. С не меньшим успехом ученик может обратиться и к поэзии. Но если вы чувствуете, что анализировать поэзию вам труднее, чем прозу или драматургию, рекомендуем использовать строки не в качестве «полноценного» примера-иллюстрации, а в качестве эпиграфа. То есть небольшой вставки, которая пишется в правом углу листа — после названия темы, но перед основным текстом.
Заранее настроить того, кто будет читать ваше сочинение, на должный лад можно, процитировав следующие строки:
- О вещая душа моя!
- О, сердце, полное тревоги,
- О, как ты бьешься на пороге
- Как бы двойного бытия!..
- Ф. И. Тютчев
***
- Поистине мир и велик и чудесен!
- Есть лица — подобья ликующих песен.
- Из этих, как солнце, сияющих нот
- Составлена песня небесных высот.
- Н. А. Заболоцкий
***
- Людей неинтересных в мире нет.
- Их судьбы — как истории планет.
- У каждой всё особое, своё,
- и нет планет, похожих на неё.
- Е. А. Евтушенко
***
- Живут на планете хорошие люди.
- Красивые в скромности строгой своей.
- Привет вам сердечный, хорошие люди!
- Большого вам счастья, хорошие люди!
- Я верю: в грядущем Земля наша будет
- Планетою только хороших людей.
- Э. А. Асадов
Эти строки — только отрывки из стихотворений (ищущий да нагуглит). Но даже по таким лаконичным фрагментам можно судить о том, насколько стиль одного автора отличается от манеры другого. Так, Евтушенко и Асадов написали о том, что они имели в виду, прямо и неприкрыто, так что ломать голову читателю не приходится. А вот Тютчев и Заболоцкий высказались более туманно. «Как бы двойное бытие» у Тютчева — это, судя по всему, обыкновенная бытовая жизнь — и, соответственно, её отражение во внутреннем мире человека; «песня небесных высот» у Заболоцкого — всё самое доброе и радостное, что есть в мире, то, что даёт людям силы и надежду даже в тёмные времена.
Кстати, в качестве эпиграфа можно использовать не только отрывок из стихотворения, но и пословицу или афоризм. Примеры таких эпиграфов мы уже приводили — в этой статье.
Вариант шаблона (с примерным количеством слов в каждом абзаце)
Структура итогового сочинения предельно проста: здесь не нужно зазубривать клише или высчитывать количество абзацев. Достаточно разделить текст на четыре части. А именно:
- •введение (60-80 слов), где нужно предельно ёмко, просто и понятно прописать тезис, то есть главную мысль всего сочинения;
- •первый абзац основной части (100-150 слов) — доказательство тезиса на примере литературного произведения;
- •первый абзац основной части (100-150 слов) — доказательство тезиса на примере другого произведения (из литературы, музыки, кинематографа и др.) или другого эпизода из уже упомянутой в первом абзаце книги;
- •заключение (40-60 слов) — краткий пересказ всего написанного выше.
Высчитывать с карандашиком количество слов в каждом абзаце, естественно, не надо. Главное, чтобы введение и заключение не оказались чрезмерно «раздутыми» — и чтобы основная часть была, наоборот, самой объёмной и содержательной.
Пример сочинения по одной из тем направления «Внутренний мир человека и его личностные качества» можно прочитать в ещё одной нашей статье — вот тут.