САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Гаспаров о Кибирове

«Рецензия» М.Л. Гаспарова на «Послание к Л. Рубинштейну» и «Лесную школу» Тимура Кибирова

Фото М.Л. Гаспарова работы В. Сонькина, фото Т.Ю. Кибирова — работы Д. Рожкова

В автобиографической книге выдающегося ученого М.Л. Гаспарова «Записи и выписки» упоминаются лишь античные и классические авторы — предмет основных научных интересов Михаила Леоновича. Исключение составляет лишь Тимур Кибиров. В конце 80-х, когда Кибиров только-только выходил из андеграунда, академика Гаспарова, вообще-то очень далеко от злободневности, пригласили проанализировать остро злободневные стихи Кибирова. Результаты такого анализа «с точки зрения вечности» любопытно вспомнить сейчас, когда Тимур Кибиров сам стал почти что классиком.

Фрагмент книги «Записи и выписки» любезно предоставлен издательством «Новое литературное обозрение».

Интереснее был случай, когда мне пришлось быть экспертом при судебном следствии о стихах Тимура Кибирова. Рижская «Атмода» напечатала его «Послание к Л. Рубинштейну» и отрывок из «Лесной школы». Газету привлекли к суду за употребление так называемых непечатных слов. Мобилизовали десять экспертов: лингвисты, критики, журналисты из Риги и Москвы. Вопросник был такой, что казался пародией, но я честно постарался на него ответить.

«Какова литературно-художественная (композиционная) характеристика данных стихов Т. Кибирова?

— Не уверен, что понял вопрос. Идейная концепция поэмы — разложение современного общества, от которого спасет только красота. Эмоциональная концепция — отчаяние, переходящее в просветленную надежду. Система образов — нарочито хаотическое нагромождение видимых примет времени. Система мотивов — преимущественно стремительное движение, оттеняемое статическими картинами мнимо блаженного прошлого. Сюжет отсутствует — поэма лирическая. Композиция — по контрастам на всех уровнях. Стиль — столкновение хрестоматийных штампов с вульгаризмами современного быта. Фигуры речи — преимущественно антитетические, с установкой на оксюморон. Стих — четырехстопный хорей с рифмовкой. Фоника — в основном паронимическая аттракция. Наиболее близкий жанровый тип — центон.

Можно ли отнести данные произведения к направлению авангардизма?

— Термин «авангардизм» научной определенности не имеет.

Если да, то что об этом свидетельствует?

— Явное неприятие этих стихов профессионалами традиционного вкуса.

Допустимо ли и оправдано ли в пределах этого жанра и направления использование отдельных устоявшихся в обществе понятий (выражений), в том числе нецензурных слов, для литературно-художественного отражения и характеристики общественно-политических и субъективных процессов, событий и личностей?

— Конкретных событий и личностей, характеризуемых с помощью нецензурных слов, я в поэме не нахожу. Имена Сталина, Лосева, Берии, Леви-Стросса, Кобзона, Вознесенского, Лотмана, Розенбаума, Руста, Пригова, Христа, Вегина, де Сада и др. имеют в виду не личности, а типические явления и приметы времени; является ли реальным лицом упоминаемый Айзенберг, мне неизвестно.

Каково целевое назначение поэмы?

— Как и всякого художественного произведения — отразить действительность и выразить авторское отношение к ней.

Для печатных изданий какого рода и направления данные произведения предназначаются?

— Полагаю, что для всех, какие пожелают их напечатать.

Соответствуют ли литературно-художественные средства, понятия и сравнения (выражения), использованные в этих стихах для характеристики конкретных процессов, событий и личностей, современным критериям, устоявшимся в литературе, публицистике и журналистике, а также в разговорной и письменной речи определенных слоев общества, трактовке объективных социально-экономических и политических факторов сегодняшнего общества и этапа истории?

— Не уверен, что понял эту фразу. В устной же речи «определенных социальных слоев общества» употребительность непечатных выражений известна каждому по ежедневному уличному опыту; и я, и (судя по печати) многие другие слышали такие выражения даже от лиц партийных и начальствующих.

При составлении настоящего экспертного заключения я был должным образом полностью уведомлен, согласно закону, о правах эксперта и о его ответственности, с чем и старался сообразовываться. Приношу благодарность за возможность познакомиться с чрезвычайно интересным филологическим материалом".