Текст и фото: Денис Кузнецов/РГ
На фото: здание Тверской областной универсальной научной библиотеки им. Горького
Небольшую выставку под названием «Книжная инквизиция» организовала Тверская областная библиотека. Ее сотрудники сделали подборку произведений, которые по тем или иным причинам изымались из магазинов, подвергались критике и даже сжигались на кострах. Со временем все они стали классикой, которую изучают в школах и вузах всего мира.
— Литература всегда находилась под пристальным вниманием цензуры, — рассказала «Году Литературы» куратор выставки Елена Соловьева. — По некоторым оценкам, в указанное время в разных странах «просвещенного мира» были запрещены к публикации и чтению больше сотни литературных произведений. Нас заинтересовало, почему общество воспринимало эти книги в штыки и преследовало авторов. Итогом исследования и стала эта выставка.
Действительно, таких разных мастеров, как Ремарк и Марк Твен, Набоков и Флобер, Кэрролл и Брэдбери и многих других роднит то, что все они в разное время пострадали из-за непонимания публики или страха власть предержащих.
— Любовный роман Гюстава Флобера «Мадам Бовари» является одним из величайших произведений, но мало кто знает, что после первой публикации в 1857 году автора обвиняли в оскорблении морали, — говорит Елена Соловьева. — В основе сюжета - любовные связи замужней женщины, и современники тогда посчитали непристойным выставлять их на всеобщее обозрение. Более того: Флобер и его издатели предстали за это перед судом, но позже их оправдали.
«Гроздья гнева» Джона Стейнбека в течение двух лет нельзя было читать и распространять в округе Керн штата Калифорния, где, собственно, и разворачивается действие романа о разрушительных последствиях Великой депрессии в США. При этом в других районах страны тысячи экземпляров книги ежедневно раскупались читателями. В 1953 году роман был запрещен в Ирландии, в 1982 году — в городе Моррис (Канада).
Роман Ремарка «На Западном фронте без перемен» в нацистской Германии просто сжигали на кострах. А роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», рассказывающий о запрете книг в обществе потребления, по иронии судьбы, сам подвергался локальным запретам. Так, в конце ХХ века от него отказались в одном из школьных округов в США из-за использования автором слова «проклятый» (dammned), читавшимся неуместных в устах подрастающего поколения.
Посетитель экспозиции, вполне вероятно, не увидит всех книг сразу. Дело в том, что читательский интерес к ним велик: их все время берут на дом. Имеющихся в библиотеке экземпляров не хватает, и тогда книги выдают прямо с выставочной полки.
В русской и советской литературе тоже есть немало произведений, поначалу отвергнутых обществом или властями, считавшихся безнравственными, но впоследствии «реабилитированных».
«Книжная инквизиция» будет работать до конца лета.
Какие еще книги подверглись гонениям:
Льюис Кэрролл, «Алиса в Стране чудес». В 1930 году книгу запретили в китайской провинции Хунань. Согласно действовавшему там закону, животным запрещалось пользоваться человеческим языком. За уравнивание животных и людей полагалась смертная казнь.
Энид Блайтон, «Великолепная пятерка». Серия детских приключенческих книг в течение тридцати лет была запрещена корпорацией BBC за «посредственность» и «отсутствие литературной ценности». Также их критиковали за то, что мальчики чрезмерно защищали девочек от опасности.
Марк Твен, «Приключения Гекльберри Финна». Споры вокруг романа не утихают по сей день. Писателя обвиняют в расизме: в романе употребляется слово «ниггеры», употребление которого в современных США считается оскорбительным для чернокожего населения. (Правда, в романе, его употребляет сам чернокожий герой - Джим).
Стендаль, «Красное и черное». В 1864 году Ватикан поместил этот роман в «Индекс запрещенных книг». В нем книга оставалась до 1948 года. В России «Красное и черное» запретили в 1850 году, а в Испании в 1939 году роман был изъят из библиотек.
Эрнест Хемингуэй, «Прощай, оружие!». В Бостоне (США) наполовину автобиографический роман сразу после публикации в 1929 году изъяли из киосков за «вульгарное» содержание. В Италии он был запрещен за описание отступления армии в битве при Капоретто.
Борис Пастернак, «Доктор Живаго». Роман о любви на фоне революции был запрещен в Советском Союзе до 1988 года за то, что автор рассматривал большевиков как назойливую помеху на пути героев к счастью... и за то, что он опубликовал роман на Западе, нимало не спросясь мнения советской цензуры.
Ссылка в тексте:
Возмутительные книги — ГодЛитературы.РФ, 13.03.2015
Сайт по теме:
Тверская областная универсальная научная библиотека им. А. М. Горького