САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Куда делись девочки со страниц детских книг?

Почти все персонажи детских книг, заметила американская писательница Дженни Яброфф, оказываются мальчиками

detskyу knigi
detskyу knigi

Текст: Ирина Лисова

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Писательница и редактор Дженни Яброфф из Нью-Йорка после того, как активно стала читать маленькой дочери на ночь, задалась вопросом о том, почему так мало героинь в современных книгах для детей.

Почти все персонажи детских книг, заметила Яброфф, оказываются мальчиками. И если даже это какой-то предмет, то он все равно называется местоимением «он».

Своим мнением по этому поводу она поделилась на страницах The Washington Post. Сайт «Буки» представляет пересказ статьи и, на всякий случай, подчеркивает, что речь в ней идет в основном об американской детской литературе.

Исследование, проведенное в 2011 в университете штата Флорида показало, что только в 7,5% из почти 6000 книг, изданных между 1900 и 2000, главные герои женского пола. В то время как центральными персонажами мужского пола могут похвастаться более чем 23% книг издаваемых ежегодно.

В книгах, где не был сделан акцент на пол персонажа, отмечают исследователи, родители во время чтения своим детям все равно определяли его чаще всего как мужской.

Только в 33% детских книг была изображена взрослая женщина или самка животного, в то время как взрослый мужчина или самец животного встречается 100% детских книг.

 - Мое собственное ненаучное исследование показало, что за четыре года ничего не изменилось, - сообщает Дженни Яброфф.

Конечно, признает писательница, есть в детских книгах барсучиха  Фрэнсис, свинка Оливия или мышка Лили. Но в том-то и дело, что они исключение из правила. Из 69 книг, награжденных медалью Калдекотта, только в четырех персонажи определяются как самки. Последние списки бестселлеров увенчаны книгами, где главные герои: мелки, рыбки, снегоуборщик - мужского пола.

Списки из Scholastic и других журналов о 100 лучших иллюстрированных книгах включают в себя меньше, чем 10 изданий, где присутствовали бы женские образы и характеры.

 - Мы не должны удивляться, тому, что вымерли динозавры, - ведь вокруг них не было женщин, - шутит Дженни Яброфф.

Она подчеркивает, что в то время, когда в массовой культуре гендерные нормы оспариваются: трансгендерные символы в телепередачах, гендерно-нейтральные корпуса в колледжах, производители детских игрушек заявляют о том, что прекращают деление на игрушки для девочек и мальчиков, отношение к полу никак не меняется, когда речь заходит о детских книгах.

Литературный агент Марсия Верник, которая занимается как раз детской литературой, удивляется:

 - Не все ли равно, мальчик или девочка персонаж-рыба и персонаж-небоскреб? Дети не обращают на это внимания. Антропоморфизм всегда был в авангарде детской литературы, так как позволял избавится создателю от лишних мучений при выборе - высокий его герой или низкий, черный или белый. Когда дети не ищут внешнего сходства с собой, то появляется нужная универсальность и персонажи помогают выразить все внутренние эмоции.

Менеджер по развитию публичной библиотеки Эванстона, штат Иллинойс, Бетси Берд рассказала, что существует мнение, будто мальчик не станет читать детскую книгу, где главная героиня - девочка.

 - Я думаю в этом главная причина перекоса, - пояснила она.

Два исследования, одно из которых проводилось в 1978-м, а другое в 1988-м, показали, что мальчики младшей возрастной группы отдают предпочтение мужским персонажам.

Идея о том, что мальчики не будут читать книги про девочек, даже если героиня утка или лось, а также опасения по поводу разрыва грамотности между полами создали своего рода потакание читателям-мальчикам.

Историк и критик Леонард Маркус также отмечает, что последние книги, получившие медаль Калдекотта, относятся к книгам, обращенным именно к читательской аудитории мальчиков.

Парадокс заключается в том, что американская детская литература, такая, какой мы ее знаем, в основном была создана женщинами. В 1930-е годы, педагог Люси Спрэг Митчелл формирует семинар писателей, пишущих для детей. Этот семинар стал настоящей стартовой площадкой для Маргарет Браун «Баю-баюшки, Луна» и многих других авторов, библиотекарей и редакторов, сформировавших привычное чтение для детей ХХ века.

 - Пол персонажа, как правило, определяется автором еще в рукописи, - рассказывает редактор серии детских книг издательства Penguin Random House Люсия Монфрейд.

По ее словам, в отличие от расовой принадлежности персонажа, на пол героя никто из издателей внимания не обращает.

 - Это как-то само собой укоренилось со временем. Наверное, мы теперь должны задаться и таким вопросом, - добавляет она.

В статье выражается надежда, что со временем в американских детских книгах удастся уйти от этакого «языкового шовинизма» и дети поймут, что все что угодно может быть девочкой и девочка может стать кем угодно.

А ЧТО У НАС?

Татьяна Рудишина, главный библиотекарь Центральной городской детской библиотеки им. Гайдара (г. Москва):

Статья Дженни Яброфф любопытна, но настораживает какая-то негибкость и педалирование модной гендерной проблематики.

Мне кажется, пол героя не должен искусственно насаждаться в текст. Более того, если говорить о сказочных героях, одушевлённых или неодушевлённых, при переводе на русский язык они могут «сменить» пол. В русском языке, в отличие от английского, присутствует грамматическая категория рода, которая тоже задаёт свои правила игры.

Невозможно однозначно согласиться с тезисом, что мальчики не любят книг про девочек. В любом возрасте - скрыто или открыто - у мальчиков есть интерес к девочкам, в том числе литературным. Читателю (слушателю в дошкольном варианте) важны герои разные, пусть проблематика, форма, интонация тоже будут разными. Я не сторонник «бесполого» воспитания, но излишнее внимание к гендеру обедняет ЛИТЕРАТУРУ.

В статье явно завышено внимание к гендерным вопросам. Сострадание, восхищение, удивление, неприятие, возмущение (далее сами продолжите гамму читательских реакций на текст) читателя будет всё-таки зависеть от КАЧЕСТВА текста, иллюстраций, от своевременного выбора книги и множества других составляющих, и в меньшей степени от пола героя. Во всяком случае в отечественной традиции.

Сайт по теме:

«Буки»