САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Книги, которых не увидели авторы

5 самых известных произведений русской и мировой литературы, выпущенных посмертно

Текст и коллаж: ГодЛитературы.РФ

27 февраля выходит новая книга Умберто Эко, которую автор подготовил к печати, но не успел увидеть «живьем». Вот еще несколько знаменитых книг, оказавшихся в том же положении.

1. Александр Пушкин. «Дубровский» (1833 год, опубликовано в 1842 году, через 5 лет после смерти автора). Повесть с

дубровский

драматическим сюжетом, которую Анна Ахматова считала самой неудачной у Пушкина: дескать, автор хотел поправить свои финансовые дела и собрал все штампы приключенческой литературы того времени. Время не подтвердило суровой оценки Ахматовой: «Дубровский» считается неотъемлемой частью пушкинского канона. К тому же, если говорить только о коммерции, то прохождение истории о помещике-разбойнике и коррумпированных судах через николаевскую цензуру было довольно сомнительно, и Пушкин не мог этого не понимать. Возможно, поэтому так и не написал вторую часть, которая напрашивается.

2. Лев Толстой. «Хаджи-Мурат» (1904 год, опубликовано в 1912-м, через два года после смерти автора). Как и в случае с

хаджи-мурат

«Дубровским», знаменитый автор не спешил отдавать законченное произведение в печать, справедливо предвидя большие цезурные сложности: слишком резкими сатирическими красками изобразил он Николая I, и слишком благородным показал горца, ведущего яростную борьбу с «белым царем». Кроме того, Толстой к рубежу веков искренне стал считать, что писать «художественное» - занятие недостойное. И не смог разрешить для себя это противоречия до конца жизни. Выйдя в сокращенном виде, «Хаджи-Мурат» сразу ушел в «тамиздат», а полностью появился в России только после революции, в 1917 году.

3. Франц Кафка. «Замок» (1922 год, опубликовано в 1926-м, через два года после смерти автора). Практически все

кафка

творческое наследие Франца Кафки было опубликовано посмертно. И вопреки ясно выраженной воле автора, недвусмысленно потребовавшего от своего близкого друга и душеприказчика Макса Брода разыскать и уничтожить все его рукописи. Брод поступил ровно наоборот - мотивируя это тем, что в языке Кафки «я хочу» часто обозначало «я не хочу». Брод подчинился кафкианской логике своего друга - навсегда введя во все европейские языки само словечко «кафкианский».

4. Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита» (1940 год, опубликовано в 1966–67 гг., через 26 лет после смерти автора). Судьба

булгаков

одного из самых известных романов русской литературы XX века уникальна. Он писался в одних исторических обстоятельствах - и стал бестселлером совсем в других. Достаточно сказать, что сын профессора духовной академии Булгаков рассчитывал на читателей, прекрасно понимающих все евангельские аллюзии, — а вышло так, что многие из самого романа впервые узнавали, кто такие Варрава и Каиафа, и что происходило в Страстную неделю. Прошла мировая война, люди стали летать в космос — но время оказалось бессильным перед булгаковскими героями, потому что каждое поколение вынуждено заново решать вопрос о Тьме и Свете.

5. Андрей Платонов. «Чевенгур» (1928 год, частичная публикация - 1928 год, полная заграничная переводная - 1978 год, полная

чевенгур

российская - в 1988-м, через 37 лет после смерти автора). Хотя несколько фрагментов были опубликованы в «Красной нови» и «Новом мире» сразу по написании, нет ничего удивительного, что одна из самых страшных русских книг XX века стала одним из самых ярких символов перестройки и «возвращённой литературы» - ведь ее возвращения пришлось ждать слишком долго.