САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Почему ребенку трудно читать большие тексты — Ксения Букша

Почему детям сложно читать толстые книги и что с этим делать

Почему-дети-не-любят-читать
Почему-дети-не-любят-читать

Текст: Наталья Лебедева

Фото: илл. Давид Паркинс/davidparkins.com

Не чтивом единым

Ксения-Букша-о-Тредиаковском1

Родители всегда недовольны: то ребенок мало читает, то читает какую-то ерунду, на которую и время жалко тратить. Почему качественная литература обязательно должна быть сложной и со всевозможными психологическими тонкостями? Писатель, блогер и мама Ксения Букша попыталась разобраться, что за «муру» читают наши дети и можно ли их научить читать серьезную литературу.

— С «ерундовыми» книжками дела обстоят примерно так же, как с вредной едой: на них подсаживаешься, они вкусные, они дают читателю быстрый кайф, - рассуждает она. - «Ерундовые книжки» — это простая лексика и грамматика, это сюжет, в который не надо вдумываться, простые яркие эмоции, простые готовые идеи, решения и характеры. Далеко не всегда это так уж плохо. И далеко не всегда в «ерундовой» книжке просто и плоско абсолютно всё.

Ксения Букша напоминает о таком жанре, как графический роман (или, по-простому, комиксы), где предельно просто и наглядно говорится об очень сложных чувствах и сюжетах. И если ребенок научился видеть эту сложную «начинку», считайте, что полдела сделано, и осталось научить его воспринимать большой текст.


Но и отказываться полностью от «макулатуры» не стоит, уверена Букша, потому что легкие тексты нужны ребенку, как быстрые углеводы или сахар,


ведь они занимают и развлекают. Но, конечно же, нужно что-то еще.

Ксения Букша выделила шесть основных причин, почему ребенку трудно читать большие тексты:

1. Техника чтения

Может быть, ребенок недавно научился читать или у него есть не всегда заметные специфические трудности с восприятием текста вообще? В этом случае ему в принципе сложно понять заковыристые нелинейные фразы, и неудивительно, что он предпочитает читать что-то лёгкое и простое.

2. Незнакомые слова

У ребенка не хватает лексики и не развито языковое чутье, которое позволяет угадывать смысл незнакомых слов. Язык в последние десять-двадцать лет обновился (обогатился и одновременно обеднел) настолько радикально, что нашим детям гораздо труднее, чем нам, чувствовать и понимать многие слова и обороты речи «не первого ряда», которые кажутся нам вполне естественными. Мы их слышали хоть раз, а дети не встречались с ними вообще никогда. Они просто не могут действовать по аналогии и впитывать из воздуха.

3. Непривычный строй фраз

«О память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной» — кто тут кого сильней, сердце, память или рассудок? С такими вещами еще сложнее, чем с незнакомыми словами: их невозможно погуглить и занести к себе в голову. Их просто неоткуда взять, если не из живого диалога со взрослым. Конечно, бывают дети, которые это берут из воздуха, но мы не о них.

4. Нет мотивации преодолевать трудности ради получения удовольствия

Вот нелинейный текст: начинается сразу «с кондачка», без объяснений — что, где, когда: «Ох уж этот Борька, всегда на корабль первый лезет!» Какой Борька, кто такой, почему корабль? Пока разберешься, уже устал. Что-то непонятно — снова устал. Мотивации перелистывать страницы дальше — нет. Проще бросить.

5. Неразвитость восприятия мира и чувств

В «чуть более сложных книжках» (даже в совсем детских, например, про муми-троллей) наряду с сюжетом всегда много «атмосферы». Из-за нее динамичность теряется, а вкус к медленным вещам у ребенка по каким-то причинам не сформировался. Не все дети способны сами увидеть красоту природы или начать размышлять, что чувствуют люди. Далеко не со всеми об этом беседовали взрослые. Поэтому ребенок не испытывает ничего, когда читает хотя бы вот этот прелестный отрывок: «Потому что небо не было больше хмурым и сумрачным, как раньше, но не было и голубым. Оно стало чуть красноватым, и в этом было что-то неестественное.

— Может, это закат такой, — неуверенно сказал Снусмумрик.

Но Муми-тролль очень серьёзно ответил:

— Нет. Это комета окрасила небо в красный. Она движется к Земле». 


У детей постарше, когда дело доходит до восприятия классики, нередко обнаруживается проблема с пониманием оттенков отношений между людьми.


Современные дети в этом нередко запаздывают. Человек еще не разобрался, чем стыд отличается от смущения, и что важнее — быть первым или быть добрым, а его уже Тургенева читать заставляют. Этой скрытой эмоциональной неразвитостью часто страдают и самые «умные» подростки.

6. Неумение перепрыгивать непонятное, свободно обращаться с массивом текста и со смыслами

Откуда берется это умение, не знаю, но оно очень помогает читать сложные тексты.


Что-то не понял — не беда, поехал дальше.


Пусть даже не понял почти ничего, завораживает и то немногое, что удалось понять. Мне до конца неясна природа этого свойства и причины его присутствия или отсутствия у ребенка. Я знаю только, что это свойство очень помогает при обращении с текстами, да и вообще в познании. Оно даёт человеку возможность двигаться нелинейно, не всегда рационально, используя интуицию и опору на «неглавные» признаки, на фон; воспринимать дух, а не буквы текста. Ребёнок, который умеет читать таким способом, может очень рано «проглотить» всю классику и найти в ней «что-то своё» — совершенно неважно, что именно, важно, что он действительно «был в этой книжке», смутно ощутил этот мир и может туда вернуться, когда захочет. Увы, сейчас это умение почему-то встречается у детей редко (а может быть, оно не было очень частым и раньше).

Что же делать, спросит обеспокоенный родитель.


Ответ прост и очевиден: не оставляйте ребенка наедине со сложным текстом.


— Ему нужен посредник. Если мы хотим, чтобы ребенок научился сам читать что-то сложнее журналов — да тех же муми-троллей, — нам надо постепенно обучать его всем тем вещам, о которых написано выше, — объясняет Ксения Букша. — Для самостоятельного чтения очень важно постепенно подбирать книжки простые, чуть сложнее, еще чуть-чуть, потом еще немножко сложнее — постепенно, чтобы ребенок не соскочил. В какой-то момент мы не дочитали главу, а подросток увлекся и дочитал ее сам? Вот и маленький успех. Будем говорить с ним о книгах, узнавать, что именно нравится, к чему тянет, и находить похожих авторов. Между чтивом и классикой есть много промежуточных ступенек, и на каждой из них стоит много хороших книг.

Ссылки по теме:

10 причин ненавидеть уроки литературы

Драматург от мира сего. Ксения Букша об Островском

Национальный бестселлер — «Завод «Свобода». Ксения Букша

«Невозможно сердцу пробыть без печали…». К. Букша о Тредиаковском

Источник: mel.fm