Текст и фото: Дарья Доцук
40 писателей, иллюстраторов, издателей и книжных экспертов провели более 60 мероприятий — не хуже детской площадки заслуженного московского «Нон/Фикшна».
Придумала фестиваль Ирина Рочева, владелица тульского книжного магазина «Корней Иванович», она же стала главным двигателем фестиваля. Идея всем очень понравилась — вот уже второй год Министерство культуры Тульской области финансирует «ЛитераТулу», студенты и библиотекари работают на фестивале волонтерами, местный молокозавод выпускает кефир с логотипом фестиваля, с организацией помогает основатель тульского магазина комиксов BW Comics Владимир Апёнов, а писатели, издатели и художники с радостью съезжаются со всей страны.
В прошлом году фестиваль был уличным, и шатры с участниками едва не унесло ураганными ветром, так что
в этом году «ЛитераТула» разместилась в новом, только что построенном выставочном павильоне Тульского кремля.
Пространство было разделено на зоны: тут выступают писатели, там идут дискуссии, где-то обсуждают современную комикс-культуру, а где-то художники дают мастер-классы.
В центре зала устроили детскую площадку, где можно было почитать или просто отдохнуть на мягких креслах-мешках. И конечно, на фестивале работала книжная ярмарка, в которой приняли участие более двадцати издательств.
Бестселлером стала познавательная книга «Тула. Стальная душа, пряничное сердце», вышедшая в издательстве «Настя и Никита» специально к фестивалю. Половину суммы на издание книги собрали через краудфандинг усилиями книжного магазина «Корней Иванович». Автор книги Хельга Патаки и иллюстратор Татьяна Гамзина-Бахтий провели в рамках фестиваля презентацию книги, мастер-класс и экскурсию по Тульскому кремлю.
Тулякам полюбилась и другая познавательная книга — хит издательства «Самокат» «История старой квартиры». На встрече с автором Александрой Литвиной дети узнали, как менялась жизнь в России с 1902 по 2002 год, попробовали позвонить по старинному телефону, понюхали специи, которые кухарки добавляли в пищу в конце XIX века, и сочинили собственные лозунги — среди них «Даёшь книгу, долой телевизор!» и «Долой аварии, даёшь крылья!».
Большой популярностью у детей пользовался квест по «Истории старой квартиры» — участники искали на полу выставочного зала большие наклейки с вопросами, разгадывали кроссворд и получали призы от издательства.
Тамара Михеева, автор книг «Асино лето», «Дети дельфинов», «Шумсы», «Жили-были карандаши» и многих других, приехала на тульский фестиваль за 2000 километров из Челябинска, но совершенно не пожалела — туляки были ей очень рады и выстроились в длинную очередь за автографом.
Также с читателями встретились Марина Аромштам, Нина Дашевская, Евгений Рудашевский и другие современные авторы.
Юные художники рисовали и мастерили вместе с иллюстраторами Зиной и Филиппом Суровыми, Дарьей Герасимовой, авторами комиксов про кота Кешку Натальей и Андреем Снегиревыми.
Также туляки смогли познакомиться с работами современных иллюстраторов — на «ЛитераТулу» приехала выставка работ участников московского фестиваля книжной иллюстрации «Морс».
Наибольший интерес у подростков и молодых взрослых вызвал лекторий о комиксах. Представляли российскую комикс-культуру издатели Дмитрий Яковлев («Бумкнига»), Виталий Терлецкий («Комильфо»), Степан Шмытинский («КомФедерация»), дизайнер Катя Чинаски и другие знатоки отрасли.
Виталий Терлецкий, который не только издает, но и сам создает комиксы, рассказал новичкам, как сделать комикс с нуля. Он посоветовал читать как можно больше комиксов, оттачивать чувство слова и осваивать сценарное мастерство с помощью книг «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла и «Кино между адом и раем» Александра Митты.
А если вы почти не умеете рисовать, не расстраивайтесь раньше времени — всегда есть шанс прослыть модным альтернативным художником.
Виталий Терлецкий отметил, что комикс — это не книжный жанр, а отдельный вид искусства, которое в России, к сожалению, далеко не так популярно, как в США или во Франции. Отечественная индустрия комиксов пока в большей степени «работает не на деньги, а на интерес». Главной ошибкой начинающих комиксистов он назвал желание сделать «как у них», то есть подражать переводным комиксам.
«Мы должны делать что-то свое», — сказал Терлецкий и предложил добавлять в комиксы отечественные реалии. Так российскому читателю будет легче идентифицировать себя с героем.
Специалисты по детскому чтению тем временем увлеченно обсуждали волнующие темы и делились опытом в рамках дискуссий о том, как организовать в школе и библиотеке книжный клуб, кто должен выступать критиком подростковой литературы — взрослый или подросток, и можно ли сделать книжный проект прибыльным.
На фестивале состоялся полуфинал чемпионата по чтению вслух «Страница 17». Школьники от 14 до 18 лет соревновались за право поехать в Москву, где разыграют главный приз — 300 тысяч рублей. По условиям конкурса участники читали отрывки без подготовки, а жюри оценивало технику и артистизм.
Тулу представляла 17-летняя Александра Певзнер. Она назвала конкурс очень необычным и выразила радость оттого, что есть люди, которые готовы слушать детей и работать с ними. Она отметила, что в этом конкурсе очень важны техника чтения и внутреннее перевоплощение.
Но победа досталась 14-летнему Марку Чуканову из школы № 13 города Электростали (он сообщил нам, что в будущем видит себя преподавателем литературы) и 17-летней Анне Мелицковой из лицея «Центр одаренных детей» Нижнего Новгорода. Она сказала, что в рамках конкурса ей больше всего понравилось читать стихотворение Шарля Бодлера и отрывок из «Муми-троллей».
Фестиваль, по отзывам участников, получился уютным и ярким, с большим количеством интересных мероприятий. В первую очередь это заслуга организатора Ирины Рочевой.
Вот что она нам рассказала:
«Идея книжного фестиваля возникла у нас с мужем одновременно с идеей открыть здесь книжный магазин. В первый раз мне было страшно самой делать фестиваль, я не понимала процесс, у меня не было связей с издательствами, никого из авторов я не знала лично. Поэтому в 2015 году мы пригласили в Тулу фестиваль проекта «Бампер» «Книжка под подушку». Мы всё делали вместе, всем очень понравилось, и тогда я как соорганизатор попросила наше Министерство культуры выделить деньги уже на собственный фестиваль».
Теперь Ирину Рочеву хорошо знают в книжном мире, в 2016 году за свою деятельность она даже получила «Приз книжного сообщества», учрежденный экспертным советом ярмарки «Нон/Фикшн».
Но Ирина не останавливается на достигнутом:
«В этом году с тем же бюджетом мы сделали фестиваль в десять раз лучше».
И это правда. С нетерпением ждем следующую «ЛитераТулу».
Ссылки по теме:
«Корней Иванович», детские книги и вопросы этики — 24.12.2016
В Туле пройдет второй фестиваль детской книги — 05.05.2017
Болонская книжная ярмарка: все двери открыты — 07.04.2017