Текст: Артём Липатов
Фото с сайтов www.pvost.org, http://www.nonfiction.ru, www.premiaprosvetitel.ru
«Просветитель» — самая необычная из русских литературных премий. Потому что в ней «соревнуются» книги, на литературность вовсе не претендующие. А именно — книги научно-популярные. 25 книг, отобранных в длинный список 2017 года, призваны не только и не столько развлечь читателя, но и просветить. Впрочем, некоторые названия сами читаются как детективы: «Таинственные страницы. Занимательная криптография»; «Магазины «Березка»: парадоксы потребления в позднем СССР»; «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов»; и даже «Занимательная радиация».
Мы попросили московского обозревателя Артема Липатова рассказать, чему и как могут научить «полуфиналисты» нынешнего «Просветителя». Начал он с разоблачения мифов — земных и поднебесных.
Соколов А. «Ученые скрывают? Мифы XXI века».
М.: Альпина нон-фикшн, 2017. — 370 с.
Иляхин, Ю. М. «Китай кусочками»
Издание второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2016. — 688 с.: илл
Еще год назад Москва была полна уличными лотками, а то и магазинчиками стоковых книг, Сейчас их почти не осталось, они то возникают по-партизански, то исчезают снова и в основном навсегда. По большей части там продавался действительно некондиционный с точки зрения содержания товар, но встречались и настоящие книги; речь, однако, не о них. Как раз среди полнейшей многотиражной некондиции легко можно было найти сочинения неведомых авторов о сотнях инопланетных черепов, хранящихся в запасниках спецслужб, о том, что американские астронавты никогда не бывали на Луне, о чудодейственной силе заговоров и местах силы - ну и, конечно же, многочисленные сочинения последователей академика Фоменко (а то и его самого) тоже имели место. И, конечно же,
каждая третья книга несла на обложке кричащие надписи вроде «Мифы нового времени», «Из тайных архивов КГБ», «То, о чем молчат ученые».
Обложка новой книги известного журналиста, популяризатора науки и создателя портала «Антропогенез.ру» так и просится в тот же визуально-синонимический ряд. В самом деле: НЛО, антропоморфный рептилоид, пирамида, ученый с колбой в руке, а главное - название: «Ученые скрывают? Мифы XXI века». Но обложка эта иронически обманчива. Все эти знаки и символы дóлжно толковать ровно наоборот.
Александр Соколов, выпускник СПБГУ по специальности «прикладная математика», написал книгу о лженауке, о шарлатанстве,
воинствующих дилетантах, короче говоря, об имитации научной деятельности без реальных результатов (определение автора книги).
Со свойственным ему научным подходом он
классифицировал лжеученых и создал настоящее руководство к действию, «практическое пособие по лженауке».
Постепенно, спокойно, последовательно автор рассказывает (и показывает на достаточно свежих, оставшихся на слуху примерах), как современное мракобесие разрушает мышление, как настраивает против настоящей науки, как наносит, в конце концов, материальный ущерб стране и каким образом сторонник истинно научного подхода может и должен противостоять ему, - а заодно и разбивает в пух и прах больше десяти популярнейших псевдонаучных «мифов XXI века» (от «древних технократических цивилизаций» до «инопланетного происхождения человечества»).
Я написал - спокойно, но это не совсем так: временами автор все же дает волю эмоциям. Впрочем, это отнюдь не вредит книге: эти редкие эмоциональные моменты сообщают читателю новую степень доверия к ней.
Кажется, особенно важно появление труда Александра Соколова именно сейчас, когда стараниями разнообразных частных лиц и организаций (в том числе и прежде всего - ряда телевизионных каналов) доверие к отечественной науке всерьез подорвано, и печально-ироническая фраза Высоцкого «сидите, разлагаете молекулы на атомы» вот-вот снова войдет в оборот, но только безо всякой иронии и подтекста. Хочется, чтобы «мифы XXI века» остались безобидными сказками для тех, кто не может жить без конспирологической составляющей, и не выходили за рамки изданий, столь популярных в пригородных поездах.
Мифотворчество популярно не только в области мистической и псевдонаучной. Ровно столько же заковыристых легенд, если не больше, ходит о совсем вроде бы близком соседе России - Китае. С одной стороны, они продиктованы стереотипами многолетней давности, с другой - новыми легендами, сложившимися за последние тридцать лет, за то время, когда Китай становился одной из самых высокотехнологичных стран мира. Юрий Иляхин, востоковед-китаист, переводчик с китайского и бизнесмен, относится к той немногочисленной категории россиян, у кого получилось не только принести на китайский рынок незнакомую ему бизнес-модель, но и возглавить этот новый бизнес и с успехом вести много лет.
Иляхин, уже лет двадцать живущий в Пекине, руководит сайтом и газетой «Шоу ди шоу» («Из рук в руки»),
выходящей в нескольких крупных городах страны. Некогда он стал единственным иностранцем в совместном предприятии, а теперь возглавляет коллектив из нескольких сотен человек. Он переводит с китайского классическую литературу и сам пишет о Китае.
Его книга «Китай кусочками», вышедшая вторым, исправленным и дополненным изданием, на сегодня, пожалуй,
лучшее из возможных пособие по Китаю современному.
Написанная живым, образным языком, она не диктует правила поведения и не сообщает назойливо стандартные сведения о стране - нет, она внимательно и вежливо ведет читателя сквозь реалии страны, такой близкой географически и столь радикально отличающейся от нашей практически во всем, от кухни до театра. Собственно, с кухни книга и начинается: практически сразу же, открыв книгу, узнаешь о том, что бы такого съесть в Поднебесной — и знакомого, и в то же время экзотического. И мало-помалу, спотыкаясь на заковыристых китайских словах и тут же с облегчением узнавая, что «тан-цу ли-юй», к примеру, - это просто карп, зажаренный в кисло-сладком соусе, Иляхин подводит завороженного простотой и одновременно необычностью ситуации к самым изысканным блюдам, но и тут выясняется, что загадки особой в них нет, а есть только талант, умение и терпение их создателей.
Так и со всем остальным: словно «гун-бао цзи-дин», куриные кубики,
автор подает великую страну к столу читателей кусочками, показывая то, что много лет знает сам, и рассказывая о Пекинской опере, о стандартах красоты, о межгендерных отношениях, о секретах фарфора и знаменитом китайском чае.
Словом, обо всем, что, собственно, во многом и составляет образ Китая. И никакого пафоса: все приближено на расстояние вытянутой руки и понятно. Помогают в этом автору два его героя, близкие друзья - китаец Старина Сун и русский Сеня, диалоги которых периодически сопровождают рассказы автора. И байки, рассказанные то одним, то другим участником разговора, нежно и иронично показывают читателю то изнанку банального заблуждения, то подноготную вроде бы очевидного явления, то разницу восприятия, в которой, впрочем, нет никакого конфликта. А попутно автор иронично, едва касаясь, разбивает или просто убирает с дороги все те самые стереотипы о Китае, которые так любит тиражировать пресса и популярная литература. Похоже, что более обаятельной, информационно насыщенной и полезной книги о современном Китае на русском языке на сегодняшний момент просто нет.
Ссылки по теме: