Текст: Роман Сенчин
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Московская международная книжная выставка-ярмарка - событие грандиозное и чрезвычайно полезное. Говорю это и как читатель, и как литератор. Попадая на нее, понимаешь, что писательство - дело не частное, а народное. И становится страшно схалтурить, соврать, обмануть.
Советую заглянуть на ярмарку за следующими книгами:
Андрей Рубанов, «Патриот»
"АСТ"; «Редакция Елены Шубиной»
Эта книга продолжает серию романов известного прозаика и сценариста о современной российской действительности, об относительно молодых мужчинах, которые стремятся построить бизнес, при этом, не побоюсь такой фразы, - принести пользу стране. Но так как бизнес и криминал у нас до сих пор чуть ли не синонимы, то романы Рубанова отдают криминальщиной. С этим ничего не поделаешь - каково время, таковы и книги.
Герой «Патриота» Знаев - действительно патриот. Но запутавшийся, обессилевший, сознающий, что никакой пользы он не принесет; наоборот, он становится почти врагом для государства и общества. Выход Знаев видит в участии в войне в Донбассе (вспомним тургеневского Рудина), но вместо Донбасса отправляется… Впрочем, читайте сами.
Андрей Тимофеев, «Навстречу»
«Российский писатель»
Этот сборник повестей, рассказов и статей о литературе демонстрирует, что у нас появился новый талантливый и смелый автор. Андрей Тимофеев берется за очень сложные и тонкие темы, показывает типы нашей нынешней жизни, открывает нам интересные характеры. Это настоящая православная проза. Не та, которой сегодня переполнены полки книжных магазинов и церковные лавочки, а другая… В традиции Достоевского, Лескова, Чехова, Льва Толстого (пусть православная церковь и считает его отпавшим).
Не буду расписывать достоинства прозы Тимофеева. Прочтите «Медь звенящую», «Свадьбу», «У моря», «В теплых лучах». Настоящее.
Анна Козлова, «F20»
«Рипол Классик»
Анна Козлова двигается по своей литературной стезе пусть не быстрым (хотя если приплюсовать к прозе сценарии, то вполне активным), но крепким, четким шагом. От каждого шага почва дрожит и даже иногда трескается…
Ее книги - в том числе и «F20» - жуть. Но это какая-то увлекательная жуть. Нет, увлекательно написанная жуть… И главное - подобных героиням и вообще персонажам «F20» людей множество в реальности. К сожалению. Не исключаю, что каждый из нас может быть прототипом того или иного персонажа. Роман Козловой, надеюсь, поможет хоть некоторым обратить на себя внимание и уберечься.
(В июне 2017 года роман «F20» получил премию «Национальный бестселлер» - ред.)
Ольга Брейнингер, «В Советском Союзе не было аддерола»
"АСТ"; «Редакция Елены Шубиной»
Роман сложный, его должны анализировать скорее не филологи, а политики, философы, фундаментальные психологи (если бы они у нас были). Автор показывает человека, который уже в нескольких поколениях оторван от корней. Героиня Брейнингер - этническая немка, чьи предки когда-то, благодаря указу Екатерины Второй, переселились в Россию, на Волгу, а потом покатились на Восток. Под Карагандой основали поселок Берлин, в 90-е, когда в Казахстане стало невмочь, решили вернуться на историческую родину…
А дальше, как говорится, завертелось, и героиня стала менять страны одну за другой. Пошла «путем эмиграций и перемещений». Со стороны это кому-то может показаться заманчивым, но после романа Брейнингер эта заманчивость исчезнет. Не иметь почвы под ногами - страшно.
Платон Беседин, «Дети декабря»
Издательство «Э»
За какие-то несколько лет севастополец Платон Беседин фантастически вырос как писатель. Этому способствовали наверняка не только его литературные занятия, но и сама действительность. События в Киеве, присоединение Крыма к России, война в Донбассе... Всему этому Беседин был свидетелем и отчасти участником. И все это в художественном преломлении стало содержанием его новой и, на мой взгляд, на данное время лучшей книги «Дети декабря».
Процессы, происходящие сегодня в Крыму, боевые действия под Донецком показаны автором по-новому, неожиданно и глубоко, как и подобает настоящему писателю. И главное - в его повестях живые, а не придуманные, сконструированные люди. Читать их истории больно, но необходимо.