САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Фантастика: люди и боги

Фантастические романы о высших силах, вмешивающихся в жизнь людей

Книжные-новинки-фантастика
Книжные-новинки-фантастика

Текст: Ольга Лапенкова

Обложки с сайтов издательств

Квазимифология, приключения, антиутопия — выберите любую из трех книг и читайте в свое удовольствие!

Прошлое

Андрей Лазарчук, Юсуп Бахшиев. «Забытые царства. Дочь Белого Меча»

М.: "Росмэн", 2017

Дочь белого меча

Дорюриковская Русь - тема темная, а потому благодатная для фантастов. И вот перед нами первая книга цикла с говорящим названием «Забытые царства». На страницах первого романа - «Дочь Белого Меча» - мифические и исторические события с самого начала так тесно сплетаются, что начинаешь верить:


а может, языческие божества и персонажи русских народных сказок когда-то действительно обитали бок о бок с обычными людьми и вершили судьбы смертных так же, как потом - цари и великие князья?


В центре первой книги серии - северянка Ягмара из Станового царства, дочь изгнанного царевича Акболата, и скиталец Ний, потерявший память и чудесным образом очутившийся в лесу как раз в тот момент, когда девушка объезжала коня. Вместе им предстоит проделать нелегкий путь, чтобы найти своих родных и узнать больше о себе самих. А помогать (да и мешать) им будут знахари, колдуны, степные боги и волшебные проводники, в которых можно угадать черты сказочных персонажей: Колобка и Ученого Кота, Конька-Горбунка и даже колдуна Черномора...

Стилистика поначалу может смутить: кажется, что авторы хотят максимально быстро объяснить читателю все законы этого мира - рассказать, как в Становом царстве принято одеваться, праздновать, скорбеть, молиться, вести хозяйство. При этом, чтобы не «перегрузить» текст, Лазарчук и Бахшиев ведут повествование легким языком, нисколько не похожим на стилизацию «под старину», а скорее под случайно снятый с соседней полки в магазине остросюжетный детектив. Привыкнуть к такой манере непросто, но как только читателю наконец это удастся, останется только расслабиться и получать удовольствие.

Отдельных похвал заслуживает оформление книги.


Дизайнеры потрудились не только над обложкой и форзацами, на которых изображена карта древнего мира, но и буквально над каждой страницей романа:


номера страниц обрамлены минималистскими цветочными орнаментами, место для сносок отделено от основного текста изображением меча, а начало каждой главы обозначено иллюстрацией артефакта или местного божества. Так что получайте эстетическое наслаждение, следите за настоящим роуд-муви IV века до н. э. и не портите себе удовольствие, не требуйте от книги документальной достоверности: это не учебник истории древних цивилизаций!

Настоящее

Рик Риордан "Испытания Аполлона". Пер. с англ. Н. С. Самуйловой

М.: "Эксмо", 2017.

Испытания Аполлона

Даже если вам ни о чем не говорит имя Рика Риордана, вы хотя бы слышали имя главного героя большинства его книг - Перси Джексона. Истории о сыне бога Посейдона и простой смертной женщины, живущей в современной Америке, прославили своего создателя на весь мир. Да, сейчас мы сразу видим параллель с «Американскими богами», но Рик Риордан начал публиковать свой сериал «Перси Джексон и Олимпийцы» аж в 2005 году. И к настоящему времени получил множество всевозможных наград, а его сюжеты легли в основу двух фильмов.

Новая книга в очередной раз повествует о приключениях богов и титанов, нимф и кентавров, чудовищ и прорицателей - и в очередной раз доказывает, что фантазия Рика Риордана практически не имеет границ. Что касается собственно сюжета, он в двух словах (буквально) дан уже в названии романа: «Испытания Аполлона». Главным героем книги на этот раз оказывается не Перси Джексон (хотя и с ним читатель встретится), а бог-покровитель искусств, за провинности перед Зевсом вынужденный выживать на Земле в теле хилого подростка, да еще и прислуживать чудаковатой девчонке Мэг, любопытной, неугомонной и вовсе не испытывающей священного трепета перед воплотившимся божеством. И, разумеется, именно в этот момент над миром нависает очередная угроза…

Как обычно у Риордана, компания героев будет постоянно расти.


Читателя ожидают сумасшедшие перипетии, спасения в последний миг, погони, сражения, состязания.


Рик Риордан - настоящий профессионал, он умело придерживается золотой середины практически во всем. Он позволяет себе типичные, если не сказать банальные, сюжетные повороты, зато к ним подводят любопытнейшие анекдотические ситуации; его герои не отличаются излишне продуманной психологией, однако они очень обаятельны, и каждый находится на своем месте; юмор в романе тоже нельзя назвать изысканным, но и сортирных шуточек в книге не найдешь.

Даже оформление книги идеально соответствует принципу «простенько, но со вкусом». Красивая обложка, приятный шрифт, качественная бумага - и никаких изысков типа суперобложек.

И вот книга попадает на полки магазинов, и покупатель получает практически идеальное развлекательное чтиво, да еще и узнает много нового о греческой истории и мифологии. Если какое-то имя или событие читателю ни о чем не говорят, не обязательно открывать поисковик: роман снабжен подробным глоссарием. Так что


удовольствие получат и дети среднего школьного возраста... и их родители.


Будущее

Эмми Элина Итяранта. «Дневник чайного мастера». Пер. с финского Евгения Богданова

М.: "Текст", 2017

Дневник чайного мастера

В отличие от вышеперечисленных книг, дебютный роман Эмми Итяранты «Дневник чайного мастера» (в английском варианте - «Память воды») не напичкан богами на любой вкус и цвет. Здесь невиданное могущество оказывается в руках горстки самих людей, и, в лучших традициях постапокалипсиса, это идет не на пользу простым смертным. С каждым днем представители правящей элиты приобретают все большее сходство со злыми духами или, например, синигами - японскими божествами смерти, подстерегающими тех, кому со дня на день придется отправиться в последний путь. Да и карают люди себя сами:


из-за алчности и жестокости власть имущих на Земле начинается второй Всемирный потоп.


Но, как водится, хаосу всегда противостоит свет - на этот раз в лице хранителей древней восточной традиции...

Главная героиня, молодая Нориа, как раз готовится продолжить дело отца и стать мастером чайной церемонии. Вот только труд ей предстоит нелегкий: в Скандинавии будущего (действие в романе финского автора происходит именно здесь, а не в Японии или Китае), да и на всей планете, запасы пресной воды ограничены. Но хранители традиции еще хоть как-то держатся: престижная профессия позволяет. Тем временем семья лучшей подруги Нории, Саньи, едва сводит концы с концами, а на двери соседей, тайно соорудивших дополнительный водопровод, появляется зловещий круг, нарисованный синей краской... В этих обстоятельствах героине придется узнать тайну, которую много лет хранит ее семья, начать собственное расследование о причинах катастрофы в архемире и, как водится, принять решение, от которого зависят жизни сотен людей.

Сюжет, выбранный Эмми Итярантой, нельзя назвать оригинальным. Бросается в глаза избыток описаний, единственная цель которых - дать читателю информацию об описанном мире. Однако, несмотря на это, книга получила ряд престижных наград, а также была номинирована на премию Артура Кларка и премию Филипа Киндреда Дика. Даже если не брать во внимание мнение экспертов,


нельзя закрыть глаза на огромную популярность книги - она переведена уже на 22 языка.


Так что же цепляет в этом безыскусном, на первый взгляд, произведении?

Видимо, краткость действительно порою сестра таланта, а простота - не всегда признак недостаточного мастерства. В небольшом романе затронуты важные темы, и не только глобальные, но и личные. А безыскусный слог настраивает на медитативный лад и отсылает к восточным преданиям о богах и героях, самураях и их наставниках. Поэтому не случайно жанр «Дневника чайного мастера» определяют порой как притчу.


Сценарий, разумеется, уже написан,


так что следите за киноафишей. А также за каталогами: второй роман Итяранты уже тоже написан.