САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Юта: «Самая современная книга — это «Мы» Замятина»

Тринадцать вопросов о литературе для певицы Юты

Интервью: Александр Беляев

Фото: официальная группа Юты во ВКонтакте

Певица и автор песен Юта прославилась в начале нулевых альбомом «Хмель и солод». С тех пор она записала множество хитов, в том числе для популярных сериалов «Солдаты» («Жили-были») и «Пока станица спит» («Любимый мой»). И дуэт с лидером группы «Чайф» Владимиром Шахриным «Ждали». 1 декабря Юта выпускает 11-й студийный альбом «В глубине твоего сердца», первый сингл с которого «Как в воду глядела» уже стал хитом на радио.

Что вам сейчас интереснее: худлит или нон-фикшн?

Юта: Худлит побеждает. Образность и поэзия будит фантазию и уводит в другую реальность. Это питает и вдохновляет. Нон-фикшн присутствует в моей жизни постольку поскольку - всегда надо делить на 16 любое личностное мировосприятие автора. Подростком зачитывалась книгой Галины Вишневской «Галина». Галина Павловна невероятно харизматично пишет! Мне, девочке, интересно было читать о творчестве, еще интереснее — о коллегах и о системе. И каждое ее слово казалось истиной в последней инстанции тогда. Повзрослев, почитав другую литературу, я многое из того, что Вишневская описывала, поставила под сомнение. Не осуждаю ни в коем случае, лишь говорю о своем опыте чтения литературы подобного жанра. 

Ваша любимая книга?

Юта: В разные времена это были совершенно разные книги. Сейчас — Стругацкие «Трудно быть богом». И неизменно всегда рассказы Чехова со мной во всех поездках/гастролях. Могу перечитывать бесконечно.

Книга, которая произвела самое сильное впечатление в детстве? Хорошее и плохое?

Юта: О, хорошие — трилогия Анатолия Рыбакова, особенно «Кортик» и «Бронзовая птица». А плохих впечатлений не помню. В детстве все воспринимается сквозь призму счастья от того, что просто живой! Да, и, конечно, «Два капитана» Вениамина Каверина. Книга, помню, произвела гораздо более сильное впечатление, чем фильм. 

Нелюбимый, «вредный» писатель? И почему?

Юта: Еще неделю назад я бы назвала вам точное имя и произведение. Но неделя была сложная. События, произошедшие за эти дни, навели меня на мысль, что вредим себе лишь мы сами. Ни писатели, ни политики, ни экологи — только мы сами. Развивая тему, можно добавить, что


вредный писатель — это бездарный писатель.


Половина всех существующих современных книжек на тему «личностного роста» и воспитания детей, например, написал «вредный писатель». Много воды, мало души и традиций. А я за традиции. 

Какую книгу прочитать надо, вот просто надо — всем!

Юта: «Мы» Евгения Замятина. Эту антиутопию, конечно, довольно сложно читать… Но меня она потрясла до глубины души. Это современная (несмотря на 1920 год издания) и актуальная и просто необходимая для нашего времени литература. 

И чего не хватает/лишнее в школьной программе?

Юта: «Война и мир» изучается в 10-м классе. Я не могу судить о целесообразности этого, я не педагог. Но мне было тяжело и неинтересно в 10-м классе читать это монументальное произведение. И всем моим одноклассникам. И даже моей маме 1947 года рождения в 10-м классе было тяжело читать «Войну и мир». Тем не менее, программа остается такой, и, наверное, это хорошо. А добавить в программу хочется, как ни странно, например «20 тысяч лье под водой» Жюля Верна. Подобные книги лишь прививают любовь к чтению, в определенном возрасте это жутко интересно любому ребенку. 

Какую книгу хотелось бы сейчас перечитать, но не получается по разным причинам (и каким)?

Юта: «Анна Каренина». Столько шума вокруг этого литературного шедевра, столько постановок и критики, что хочется еще и еще раз перечитывать. 

Насколько вы «плохой» читатель и в чем это выражается?

Юта: Я и читателем-то себя назвать не могу (смеется). Память очень короткая. Прочитал и забыл. Совсем забыл даже то, ЧТО прочитал. Информация и эмоции оседают на подкорку, и когда-нибудь потом это выплывет в совершенно неожиданном месте — в куплете будущей песни, например. Я бы читала больше и увлеченнее. Но время… Все время уходит на музыку и на детей. Детей у меня трое, они прекрасны. Музыки у меня тоже очень много (смеется). А чтобы музыка и дети были прекрасными, ими надо заниматься 24 часа в сутки. А когда отпуск — спать. Вот так!

Интересуют ли вас писатели, получающие Нобелевскую премию по литературе?

Юта: Нет. 

В этом году ее получил Кадзуо Исигуро — читали что-нибудь?

Юта: Нет. А когда? Если выдается свободное время, для себя — для души я с большим удовольствием почитаю Баха с листа.


Бытует же шутка, что музыканты из всех творческих профессий самые неначитанные люди.


Потому что есть время — занимайся, нет времени — думай о том, как бы и где позаниматься! И так всю жизнь.

Вообще из нобелевских лауреатов по литературе кого любите/уважаете/интересуетесь?

Юта: Я все больше по нашим, западными авторами мало интересуюсь. Бунин, Бродский… Солженицыным интересовалась, но он вызывает стойкое отторжение. 

Насколько вообще для вас важен шум вокруг писателя/книги?

Юта: Шум — постоянная среда обитания человека. А чтение — тишина. Без шума нет тишины, и наоборот. 

«Великая Книга», которая прошла мимо вас, это…

Юта: «12 стульев». Ну никак не могу дочитать до конца и получить удовольствие от этого.

Ссылки по теме:

Борис Березовский: «Ленив, нелюбопытен!» — 13.11.2017

«Литература — это алхимия» — 06.11.2017

Хелависа: «Быть знакомым с Шеймасом Хини — это счастье!» — 23.10.2017