Текст: Борис Кутенков
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
- Вышел новый номер журнала «Воздух», главные материалы которого посвящены Кате Капович («не так часто героем номера журнала «Воздух» становится поэт, продолжающий классическую линию русской поэзии», — замечает Юрий Цветков). Как бы поясняя это «исключение», главный редактор журнала Дмитрий Кузьмин впервые на моей памяти выступает в рубрике «Объяснение в любви» от первого лица, — и слегка иронизирует над силлабо-тонической просодией, детально, впрочем, объясняя, в чём уникальность Капович на её фоне. С Капович беседует Линор Горалик о «персонажной лирике», эмиграции, традиции городского романса и «крошечных родинах». «Идеальным типом стихотворения для меня так и осталось стихотворение с внутренней историей, дающей возможность заземлить лирический сюжет. А персонаж номер два появляется иногда химическим образом». О Капович говорят коллеги по цеху, отмечая «искренность до беспощадности», «живую эмоциональность, автобиографичность», «результат удивительного эксперимента по хождению в народ». Мария Галина: «Стихи Кати Капович при всей их лапидарности - редко больше трёх-четырёх строф - тем не менее разворачиваются в серию ярких, фактурных, сменяющих друг друга картин с ударной кодой в последних строках; сказывается принадлежность к «южнорусской школе», каким бы расплывчатым и затёртым это понятие ни казалось». Татьяна Щербина: «Стихи Кати Капович нравятся самым разным людям: от литературных до случайных соглядатаев. Они простецкие, залихватские, небрежно-классические, с большим количеством жаргонизмов, и самое главное - это дневник, почти ежедневно пишущийся… <…> Я легко представляю себе Катю и с гитарой в цыганском таборе, и с гармонью в русской деревне, и звонким голосом в каком-нибудь жарком израильском споре, и бормотанием себе под нос на американской велосипедной дорожке, и в одиночестве обращающейся к звёздам». Огромная подборка Капович, главной особенностью которой я бы назвал щедрость, умение вбирать в себя весь мир в его шероховатой предметности - и отдавать его преображённым, - публикуется в том же номере:
Вор украл мой любимый велосипед,
мне оставил лишь голую цепь,
был он красным, звоночком звонил в белый свет,
я возила на нём соль и хлеб.
У него был багажник на ржавом боку,
я возила еду и питьё,
человечью свою мировую тоску,
пусть теперь он катает её.
Среди прочих материалов номера - любопытный опрос «Поэтическое vs человеческое», в котором четырнадцать современных поэтов рассуждают о том, влияют ли «внетекстовые факторы авторской биографии» на отношение к стихам; проект Александра Маниченко - «Вокруг «Некрасивой девочки» Заболоцкого» (кавер-версии этого стихотворения, сделанные современными поэтами, и статьи филологов с осмыслением этих кавер-версий). Не пропустите также подборки Дениса Крюкова и Григория Гелюты.
- Четвёртый номер «Знамени» публикует материалы круглого стола, посвящённого Белле Ахмадулиной. Наталья Иванова рассказывает о значении тарусского топоса в поэзии Ахмадулиной: «Литературная деятельность Б. А. в Тарусе не прерывалась - недаром,
- Отвлечёмся ненадолго от стихов - и обратимся к новому номеру «Вопросов литературы», где о вышедшем в Екатеринбурге сборнике «Борис Рыжий: поэтика и художественный мир». «Однако фигуры М. Лермонтова и В. Маяковского, И. Бродского и С. Гандлевского вовсе не выглядят в нём [контексте творчества Рыжего] случайными: с каждым из них у поэта выстраивается напряжённый диалог, а его результатом оказывается не столько постмодернистское присвоение «чужого», сколько возникновение особого типа сознания, для которого слово является первичной и самой что ни на есть настоящей реальностью…»
- В «Звезде» : «В стихотворении непонятно, почему «Жить бы стало очень смело / Укороченное тело», непонятно и в какую «омерзительную рожу» красоты хочет плюнуть лирический герой стихотворения…» Прекрасные мысли о природе поэтического текста, как всегда у этого литературоведа, сочетаются с едва ли не утилитаристским взглядом, когда дело доходит до разбора конкретных стихотворений. Тем не менее, есть ценные размышления о природе веры у Шаламова и о его взаимоотношениях с Пастернаком.
- В «Новом мире» (в Сети выложено содержание четвёртого номера) остановимся на трёх
- Новый «Октябрь» (в этот раз немногочисленный по количеству материалов) привлекает
- И снова к стихам. «Волга» публикует яркого автора - Алису Орлову, поэта чрезвычайной уместности интонации, которую я бы назвал форсированием самоумаления. Автор словно стремится отградить себя от «большого» разговора, в то же время показывая читателю условность этого отграждения и говоря о вещах значимых и страшных. Поверхностная ирония в стихотворении «будешь кузькина
Я - московское дерево - клен или ясень.
Строен, прост и предельно ясен.
Зависаю на Яузе, возле мёртвой реки Синички.
У меня под ногами вьётся трава-мокричка.
На моей голове, то есть в кроне - корона ворон,
а другие - повывелись птички.
ёлочки палочки точки кавычки
В то же время открывающая номер подборка саратовского автора Владимира Морозова полна общепоэтических клише, облачённых в унылые пятистопные ямбы: «В преддверье наступающего года / Негромкий плач их слышен по ночам, / Поскольку вечно портится погода… / Но к этому пора привыкнуть нам», «Восходят души над телами / Погибшей осенью листвы…», «Но слабость и нежность полета / Сквозь белый мерцающий лес / Вселяет надежду на что-то, / Что, может быть, выше небес…», - вся подборка выдержана в таком духе, и культурный смысл публикации остался мне недоступным.
Тут еще падает снег, падает снег,
Я ли не человек? Ты ли не человек? Он ли не человек?
Лишняя кутерьма - мне не дочь, не жена,
Лишняя кутерьма - больше мне не нужна.
Поезд идет в Казань, маленькую казань,
Больше не буду я, ну, и ты перестань.