Текст: Олег Корякин/РГ, Казань
Фото: Олег Косов
Попасть на страницы книги — мечта амбициозная и в то же время по-детски наивная. Ну а если речь идет не о человеке, а о целом городе? Казань уверена, что могла бы стать героиней романов, повестей и рассказов. Вот уже полгода здесь действует арт-резиденция, где успели погостить Сергей Шаргунов, Роман Сенчин, Алексей Иванов. Корреспондент «РГ» пообщался с куратором проекта, писателем Ильдаром Абузяровым и выяснил, чем удивила их столица Татарстана и скоро ли впечатления воплотятся в тексты.
Муэдзины и музы
Узорчатые деревянные усадьбы татарских купцов, миниатюрная белокаменная мечеть Аль-Марджани XVIII века, озеро Кабан. На набережной можно встретить и местного старожила, бабая в тюбетейке, и модника-хипстера. Старо-Татарская слобода очаровывает почти всех туристов. Здесь, в сердце Казани, и расположилась арт-резиденция. Места для творческих людей лучше не придумаешь: живописно, с национальным колоритом, уютно. Это такой оазис посреди шумного мегаполиса. И лишь изредка тишину нарушают призывы муэдзина. В общем, где-то рядом непременно должны летать музы. Места их обитания хорошо знает писатель Ильдар Абузяров, лауреат Новой Пушкинской и Катаевской премий. Он-то и вдохновил казанские власти на этот проект.
— Я бывал во многих резиденциях. В Венгрии, Финляндии, Швеции, Южной Корее, — рассказывает прозаик. — И каждый раз, когда писатели собирались вместе, они спрашивали: «А можем мы в Россию приехать? У вас там есть резиденции?» Ответить мне было нечего, и я испытывал жуткое чувство стыда. Хотя страна-то у нас огромная, богатая, с глубокими литературными традициями. И я много раз говорил и писал о том, что неплохо бы и нам организовать что-то подобное. Больших затрат это не требует в отличие от литературных фестивалей. Зато какой мощный кумулятивный эффект они создают. Фестиваль как пуля пролетел, и не помнишь ничего. Все города сливаются в один глобальный полис. Другое дело, если ты живешь в городе размеренно, у тебя есть личная история, связанная с ним. Писатель постоянно ищет, думает. Все его впечатления откладываются в подсознание, а потом обязательно выливаются в творчество. Важно, чтобы Казань попала на страницы произведений. Это история.
Весь современный информационный шум сотрется, а книги останутся.
Довольно долго Ильдар Абузяров носился с этой идеей, но поддержки не получал. И вдруг однажды утром раздался телефонный звонок. Ему сообщили, что мэр Казани Ильсур Метшин услышал о замысле и приглашает его обсудить проект арт-резиденции подробно. Удивительно это было и потому, что родной город писателя — Нижний Новгород, а живет он в Москве. И вот спустя некоторое время апартаменты в Старо-Татарской слободе стали принимать гостей.
По следам Толстого
Первым резидентом стал поэт-переводчик из Удмуртии, член РАН Алексей Арзамазов, владеющий татарским, удмуртским, венгерским, китайским языками. Затем в Казани побывала Наталья Якушина, организатор Международного драматургического конкурса «ЛитоДрама».
— Широкой публике они неизвестны, но у них большое количество проектов и связей, — говорит Ильдар Абузяров. — В Арзамазова сразу «вцепились» в Казанском федеральном университете. Его хотят задействовать в международных программах вуза. В частности, в переводе на венгерский татарского писателя Аяза Гилязова. Культура так устроена, что мало просто написать книгу, нужно напрямую связывать людей.
Главное — личные взаимоотношения. Люди втягивают друг друга в свои орбиты.
Третьим гостем резиденции стал заместитель редактора журнала «Юность» Игорь Михайлов. С ним Ильдар Абузяров затеял любопытнейший проект — целиком посвятить один из номеров издания творчеству современных татарстанских писателей и поэтов.
Пришло огромное количество рукописей, и сейчас идет отбор материала. Спецвыпуск запланирован на лето. Для местных начинающих авторов это, безусловно, станет мостиком в большое литературное пространство. И Татарстан в их произведениях наверняка по-новому откроется российскому читателю. Но перед резиденцией Ильдар Абузяров ставит глобальную задачу. И речь даже не об отдельных книгах, посвященных Казани.
— У филологов есть понятие «петербургский текст», — поясняет он. — Город описывали сначала Пушкин, потом Гоголь, Достоевский. Происходила смычка культурного пласта с литературным языком. Некоторые исследователи по этому принципу выделяют и «московский текст».
А «казанского текста» нет. А это же огромный бренд!
И что важно, возникнет он не искусственно, на голом месте. Классики уже давно подготовили литературную почву. В Казани жили и писали о ней Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький, Василий Аксенов. Улочки города хожены и перехожены знаменитыми писателями и могут вывести прямиком на страницы их произведений. Пройти по их следам и протоптать собственные дорожки Ильдар Абузяров и предложил современным известным авторам. Благо со многими из них он дружен.
Чай по-татарски для Сергея Шаргунова
Писатель Сергей Шаргунов, лауреат национальной премии «Большая книга», первым откликнулся на предложение. Со свойственной ему энергией он принялся знакомиться с городом. Встретился с мэром Казани, пообщался с читателями, посетил школу для одаренных детей «СОЛНЦЕ». Сергей Шаргунов — страстный инстаграмщик, и весь свой маршрут он зафиксировал в фотографиях. Большое впечатление на гостя произвела татарская кухня.
— Куда бы он ни приходил, то сразу заказывал казылык (конская колбаса) и чай по-татарски, — рассказывает Ильдар Абузяров. — Он все никак не мог поверить, что в чай с травами надо добавлять молоко. Думал, я его разыгрываю. На вокзале услышал, как объявляли какую-то фразу на татарском языке, просил, чтоб я ему перевел. Сейчас он пишет текст о Казани. Вдохновился.
Следующим гостем стал Роман Сенчин. Как человек левых взглядов, в Казани он первым делом отправился в Дом-музей Ленина. Открытием для него стало, что любимый им с детства художник Константин Васильев родом из этих мест. Так что с удовольствием Роман Сенчин побывал и в его музее. Вообще город произвел на писателя большое впечатление.
— Он сказал, если бы я чуть пораньше приехал в Казань, то свой роман о детстве назвал бы не «Дождь в Париже», а «Дождь в Казани», — рассказывает Ильдар Абузяров. — Ему просто был нужен образ, передающий ощущение мальчика, попавшего из сибирской деревни в крупный европейский город.
Сам Ильдар Абузяров тоже вносит вклад в «казанский текст». По его «Роману с жертвой» казанский режиссер Салават Юзеев несколько лет назад снял фильм «Курбан-роман». И хотя действие произведения разворачивается в Польше, автор перенес главных героев в казанские реалии и написал большую повесть «Роман с жертвой». Работая над книгой, бродя по улицам города, он понял, что Казань настолько мультикультурна и исторически многообразна, что ни в одном своем романе он не сможет охватить и описать ее. Пусть тогда этим занимаются как можно больше писателей со всего мира — таков девиз казанской арт-резиденции.
Абузяров уверен что каждому городу для того чтобы обрести свое лицо и остаться в истории, нужен некий миф.
Пока нет литературного мифа о городе, он неузнаваем и непритягателен для туристов. Такие мифы-образы создают писатели. К примеру, при упоминании Лондона в голове сразу возникает Бейкер-стрит, Шерлок Холмс, туманы, преступления, Оливер Твист Диккенса.
— Вот и мы стараемся приглашать всех, кто может внести свой вклад в литературную сокровищницу Казани, - говорит писатель.
Гость из Румынии
Первым зарубежным постояльцем резиденции пока стал румынский писатель и переводчик Танер Мурат. Он представитель добруджинских татар — тюркской народности, поселившейся в Средние века в дельте Дуная. Танера Мурата пригласили отпраздновать 131 год со дня рождения поэта Габдуллы Тукая.
— Он про Казань вообще ничего не знал. Думал, дыра какая-то. Россию воспринимал как очень опасную страну. И отправился сюда на свой страх и риск, — с улыбкой рассказывает Ильдар Абузяров. — Когда летел в Казань, всерьез размышлял, а не нанять ли ему поначалу охранника.
Но по прибытии в столицу Татарстана все его страхи развеялись, а стереотипы рассыпались. Казань очаровала гостя из Румынии.
— Он признался, что Казань круче, чем его родная Констанца. На одном уровне с Балканскими европейскими столицами — Белградом, Бухарестом и Будапештом. Постоянно писал восторженные посты. А ведь его читает много румын и на Россию начинают смотреть другими глазами. Он очень хотел увидеть аутентичную деревню, и его свозили на родину Тукая — Кырлай.
В итоге писатель почувствовал себя настолько спокойно, что даже «сбежал» в Дербышки — спальный район на окраине столицы Татарстана. Здесь он бродил в одиночестве. Изучал непарадную Казань.
P.S.
Вслед за Танером Муратом откроют Казань и другие писатели. Уже есть список кандидатов из Индии, Италии, Германии, Голландии. А следующим российскими гостями Старо-Татарской планируют стать коренной петербуржец Андрей Аствацатуров и уроженец Чечни Герман Садулаев.