Текст: Дарья Новичкова
Фото: Аркадий Колыбалов/РГ
Все места в лектории заняты. Французскую писательницу Анну Гавальду встречают громкими овациями. Анна начинает говорить о России, о Пушкине:
«Я не могу объяснить, почему мне нравится Пушкин. Это все равно как спросить русского человека, почему ему нравится Виктор Гюго. В «Евгении Онегине» есть что-то мистическое и притягательное. Мне кажется, что русских и французов объединяет то, что в нас есть нежность, которая иногда нам очень вредит».
Дальше разговор пошел о том, как рождаются персонажи
«Все персонажи, как и люди, по-своему уникальны. Один характер можно раскрыть с помощью пятидесяти страниц, а другой с помощью ста. Сейчас я, например, работаю над романом о женщине: я описываю ее жизнь, начиная с подросткового возраста и заканчивая глубокой старостью. Я чувствую, будто бы она живет рядом со мной, и вот даже сейчас она есть в этом зале, я это точно знаю. Вы знаете, людей я люблю больше всего на свете. Вчера мы с издателем пришли в ресторан, и он предложил мне сесть у окна, чтобы я смогла насладиться красотой Москвы-реки. Я отказалась, потому что мне неинтересно смотреть на пейзажи, какими бы красивыми они ни были. Намного занимательнее наблюдать за людьми, видеть их эмоции и чувства».
Глядя на восторженных зрителей, которые аплодируют почти после каждой фразы, Анна улыбается и делает интересное замечание:
«У меня создается впечатление, будто бы я сейчас зашла в кондитерскую, а передо мной огромное количество пирожных».
Зрители просят писательницу поподробнее рассказать о своих героях: откуда они берутся, связаны ли они с реальной жизнью Гавальды. Анна, задумавшись на мгновение, рассказывает свою историю:
«Произведение про собаку, которая скоро умрет, полностью основано на моих личных переживаниях и тревогах. Мужчина, который едет хоронить свою собаку, вспоминает о сыне, который давным-давно скончался от астмы. И он размышляет о том, что же произошло с собакой, сыном, что такое смерть.
Моему сыну сейчас 23 года, и в детстве он был болен астмой: доктору приходилось со всей силой нажимать ему на грудную клетку, для того чтобы мальчик смог откашляться. В те дни я чувствовала себя подавленной и не знала, как сложится дальнейшая судьба. Вот так и родились те эмоции, которые испытывает главный герой моего рассказа. У меня как у писателя есть привилегия: я могу вылить материнскую боль и страдание в своих произведениях».
Одна из читательниц задает последний вопрос: «Как обратить одиночество в позитивное явление?» Анна начинает размышлять:
«Вы знаете, мне кажется, что в наше время мы как раз страдаем от большого количества людей вокруг нас. Но стало одиноко, то можно взглянуть внутрь себя, понять, кто ты есть. В конце концов, раз мы все здесь собрались сегодня на книжной ярмарке, значит, мы уже не одиноки: внутри нас есть чудесный огромный духовный мир. Музыка, картины, кино - все это напоминает нам о том, что мы не одни».