САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

К нему приехал «Ревизор»

За что книжный блогер Дмитрий Гасин получил профессиональную премию книжного сообщества?

Дмитрий Гасин
Дмитрий Гасин

Интервью: Елизавета Портная (ученица 11 класса с журналистским профилем московской школы № 2101)

Скриншоты с видеороликов на канале Дмитрия Гасина

Дмитрий Гасин — поэт, член Союза писателей Москвы. «В миру» — пиарщик в издательстве "Время". И ведет видеоблог о книгах на YouTube. В этом году он получил премию "Ревизор" в номинации "Блогер года". На его канале более двух тысяч видеорецензий на самые разные книги и более десяти тысяч подписчиков. 

Дмитрий Гасин

Как вы пришли к тому, что начали вести блог?

Дмитрий Гасин: Книгами в разных специальностях я занимался около двадцати лет. У меня филологическое образование, ученого из меня не получилось, а вот «книжник» вышел неплохой. На определенной стадии, лет десять назад, я понял, что в маркетинге мне не очень уютно. Однажды по работе мне пришлось записать видео, потом это случилось еще раз, и я понял, что у меня получается. Заинтересовался, начал записывать видео дальше... и получать самую высшую награду, которую может получить творческий человек, — благодарные отклики аудитории. Эти отзывы — бальзам на душу, и я стал записывать блог о книгах. Постепенно это слилось с прямыми обязанностями (рекламными), и я почувствовал себя блогером.

И каково это — быть книжным блогером?

Дмитрий Гасин: Временами ощущаю себя примерно как Штирлиц, потому что молодежная аудитория, которая преобладает в интернете, - аудитория нечитающая, у них другое мышление, совершенно не ориентированное на понимание классического печатного текста большого объема. Это для меня незнакомая территория, это незнакомые люди, и когда я рассказываю о книгах, я продвигаю и отстаиваю свои ценности, свое представление о том, что такое культура. Так сказать, бью врага его оружием на его территории.

«Кругом враги»?

Дмитрий Гасин: Враг - конечно, это не будущее, не технологии и не молодежная мода.


Мой противник - это невежество, незнание нами собственной истории и презрение к сокровищам мировой книжной культуры.


Никакого же противоречия между книгами и технологиями я не вижу. Глиняная повозка второго тысячелетия до нашей эры прекрасно ездит по асфальту. То же происходит и с книгой. Наше мышление неотделимо от языка, мы будем говорить и записывать сказанное.

Кто ваша целевая аудитория?

Дмитрий Гасин: Не будем забывать, что для меня блог - это хобби. Очень сложное, необычное, но все-таки — хобби, а значит, пока я не втискиваю его в коммерческие рамки. Соответственно, когда я рассказываю о детских книгах, моя аудитория — родители: от молодых, неопытных до бабушек-дедушек. Когда рассказываю о литературе для юношества - это книги для подростков, то есть тинейджеров, и книги для молодых взрослых, которым уже скоро 20 лет, — они моя целевая аудитория. Но все-таки это не литература, которая ориентирована на всех. Все эти зрители отчасти пересекающиеся аудитории: о каком возрасте я сейчас говорю, тот возраст меня и слушает.

И еще один сегмент аудитории - это люди, которые не могут найти в других СМИ информацию об очень специфических книгах. Это возрастная педагогика, которая интересна мне самому как молодому отцу, как человеку, который когда-то интересовался возрастной психологией. Жанровая литература, литературоведение. То есть аудитория сложная, многокомпонентная, и я осознаю, что теряю часть эффективности из-за этого, но пока это коммерчески не мотивировано, разделять аудитории я не стану, даже осознавая, что теряю часть зрительского внимания.

Блог Дмитрия Гасина

А почему бы не совместить приятное с полезным: зарабатывание денег и блог?

Дмитрий Гасин: Есть несколько существенных ограничений. Во-первых, книжное дело - искусство, а не наука и, в лучших своих образцах, не индустрия. Разница колоссальная.


Почему мы говорим «искусство книгоиздания», а не «наука книгоиздания»? Хоть есть университеты книгоиздания, словари, справочники, и тем не менее — «искусство».


Потому что нет рецептов, нет алгоритмов и нет ответов на большинство самых главных вопросов. Потому что если бы кто-нибудь смог это открыть, найти, исследовать, он бы, наверное, издал самый грандиозный бестселлер и озолотился. И на этом книгоиздание на нашей планете прекратило бы свое существование, ведь идеальная книга уже издана.

Абсурдная картина, которой конечно же нет, потому что это - искусство. И вот как раз любая монетизация подразумевает, что ты двигаешься в сторону индустрии, в сторону массового, конвейерного производства. Ты уходишь от творчества, с «вольных полей», от всяких фантазий и абсолютно непрактичного, не привязанного к конкретной, сиюминутной выгоде занятия, которое тем и хорошо, что не заставляет тебя постоянно корректировать свою позицию с учетом того, что ты должен зарабатывать деньги.

Рано или поздно любое хобби становится коммерцией. Все там будем, как говорится… Но хочется, чтобы этот процесс проходил с наименьшими потерями для главного. У меня нет электронных средств продвижения, таких, как, например, мультипликация, SEO-технологии, монтаж, я этим не занимаюсь. Самая суть, то ценное, что у меня есть, - это рассказ о книге. В моем блоге именно смотреть ради «зрелища» — нечего. Я выяснил опытным путем, что если я запишу рассказ в виде текста или аудио и обращусь к подобной аудитории - эффект будет многократно ниже. Я не решусь сказать, почему это происходит, я не красавец, не обаяшка.


Возможно, дело в том, что устная речевая культура не существует без визуального контакта.


А я человек «разговорного жанра».

А как вы думаете, почему вы признаны "Блогером года"?

Дмитрий Гасин: Это почетное звание - огромная честь для меня, очень приятная, очень греющая душу, но надо понимать, что я достоин ее с большими оговорками. Здесь не может быть абсолютно объективного выбора. Учредители награды — журнал «Книжная индустрия», Российский книжный союз и другие, — это выразители мнения профессионалов книжного дела. И вот те блогеры, которые туда попали, не просто книжками занимаются и на этом зарабатывают, а еще, как решило профессиональное сообщество, делают что-то для развития книжного дела в России.

Это очень почетная вещь, но надо понимать, что она не относится к блогингу в целом, в масштабе YouTube. Там совсем другой масштаб. А работа с книгами — гораздо более узкая сфера. Я думаю, что удостоился награды благодаря нескольким очень простым вещам. У нас есть несколько сотен издательств, активно работающих, сосуществующих на рынке, но большая их часть - малые издательства. Им никогда не было легко, а сейчас особенно трудно. Но то, что я очень много книг этих малых издательств люблю, ценю и хвалю от всей души - это, конечно, важно, и это поддержка, поскольку наши большие, «центральные» СМИ практически вообще ими не интересуются, как будто их нет в стране.

Если малые издательства исчезнут, мы потеряем гораздо больше, чем какое-то количество наименований ассортимента на рынке. Мы потеряем культурное поле, почву для существования книжной культуры. Еще важная особенность — я рассказываю о каждой книге, я не делаю слишком большие обзоры, не составляю какие-то списки - это абсолютно не мой жанр. Я ближе в этом отношении к классической книжной рецензии. Это, по-видимому, тоже тронуло сердца книжного сообщества и жюри. Ну и последнее: мне удалось зацепить аудиторию, заинтересовать ее теми книгами и темами, которыми не будет никогда заниматься ни один популярный блогер и массовые СМИ, так как за этими книгами не видно коммерческих перспектив.

Вы не любите составлять «списки покупок», но если рассматривать это как рекомендацию - что бы вы посоветовали почитать детям и подросткам?

Дмитрий Гасин: У меня, безусловно, есть фавориты, есть те, кого я не могу не назвать, но в принципе, если обобщить, я бы советовал детям и подросткам самим интересоваться и искать, а их родителям не бояться рекомендовать им и самим тоже читать — современных русских детских и подростковых авторов. У нас богатейшая детская литература, для всех возрастов. Сейчас работает множество абсолютно потрясающих писателей.

Причем я советую именно родителям полюбопытствовать и почитать по теме. Глупо выглядит, когда человек приходит в книжный магазин и просит: «Дайте мне, пожалуйста, штучек пять-шесть книг на двенадцать лет». Будто он приходит в овощной отдел и просит: «Картошечки мне, пожалуйста, пять-шесть килограммов, вон той, белой». Хочется сказать таким родителям: ведь вы же, наверное, перед тем, как дать детям покупаемые для них продукты, пробуете их сами, а не ограничиваетесь чтением этикеток и срока годности? Так почему же вы считаете, что можно прочитать возрастной ценз, рекламную фразу на обложке и, на этом успокоившись, дать книгу ребёнку? Сами-то попробуйте. Если вам самим чтение понравится, уверяю вас, вы, скорее всего, сможете заинтересовать им и ребенка.

Но если говорить об именах, то, конечно же, Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак. Это гениальный дуэт соавторов, и я рекомендую их в первую очередь. Много молодых авторов. Есть настоящие современные классики. Вот, например, ряд имен: Марина Аромштам, Марина Бородицкая, Станислав Востоков, Артур Гиваргизов, Ксения Драгунская, Екатерина Жданова, Григорий Кружков, Лада Кутузова, Татьяна Март, Юрий Нечипоренко, Валентин Постников, Марина Потоцкая, Евгений Рудашевский, Екатерина Тимашпольская, Андрей Усачев и многие, многие, многие другие. Анна Вербовская, Евгений Клюев, Настя Коваленкова, Анна Никольская, Анастасия Орлова, Михаил Яснов. Если отойти от имен, то рекомендация будет такая: кто ищет, тот обязательно найдет. Ищите книги современных русских детских писателей — и найдете настоящие сокровища!