Текст и фото: Дарья Новичкова
Главное фото: Сергей Михеев/РГ
Ежегодная ярмарка Non/fiction проходит в Центральном доме художника на Крымском валу. Казалось бы, в четверг, когда все находятся на работе, очередь в здание должна быть небольшой, но уже издалека сразу же замечаешь длинную вереницу из людей, которые стоят за билетами. Миновав толпу, попадаешь в длинный коридор и почти сразу же обращаешь внимание на стенды с популярными книгами. Название одной из них кажется мне смешным и грустным одновременно: «Искусство притворяться умным, или Краткое руководство для тех, кто не блещет умом, составленное человеком, которому бы не помешало прочесть подобное руководство». Кажется, день на книжной ярмарке будет интересным.

На втором этаже в основном зале хождение вдоль книжных рядов не кажется утомительным: представители различных изданий с удовольствием беседуют с посетителями, от обилия произведений разбегаются глаза. Одна из женщин оживленно рассказывает своей подруге: «Галя, мне безумно нравится вот этот сборник фотографий, рекомендую тебе его купить», - и указывает на «Нерассказанную историю» Стива МакКарри.
Неподалеку от стенда «Русский авангард» я вдруг неожиданно встречаю своего старого приятеля, который с недавних пор решил оставить факультет менеджмента для того, чтобы перепоступить на культуролога. Он трясет перед моими глазами большим красным пакетом и оживленно рассказывает: «Сегодня я купил два тома «Архивов Харджиева», очень доволен. Потратил 5000 рублей, конечно, но это того стоит».
Я тоже брожу в раздумьях, что бы мне такое приобрести. Долго думаю, взять ли мне историю арабских завоеваний или же сборник Галины Щербаковой «Вам и не снилось». Душевные порывы заставляют остановиться все-таки на втором. Арабские завоевания, кажется, подождут.
Взгляд падает на издательство «Комильфо», а точнее, на роман Виктора Пелевина «Омон Ра» в комиксах. Представители оживленно рассказывают: «Нам кажется, что все романы Виктора Олеговича можно представить именно в таком формате, вопрос только, насколько правильным будет картинка художника, ведь автор может совсем по-другому воспринимать те сцены, которые описывает». В любом случае задумка интересная, но нам пора двигаться дальше.
Неподалеку от литературного кафе мать и сын с облегчением ставят две огромные сумки с книгами на пол и одновременно вздыхают. «Фух, ну и ну, я пойду еще на третий этаж погляжу», - говорит женщина и оставляет сына охранять литературное богатство. Он с интересом листает книги, одна из них называется «Россия и Польша», потом достает телефон и звонит маме: «Мы зря ее взяли. Это пособие для учителей, кажется».
Затем звонит кому-то другому и прямо в трубку начинает кричать: «Тут такие личности, конечно, встречаются. Фекла Толстая вот перед нами прямо пробежала. Глаза разбегаются от всего этого количества книг.
Килограммы денег нужны, чтобы все скупить».
Интересные личности встречаются и мне. С любопытством рассматриваю стенд «Жизнь замечательных людей», поднимаю глаза и вижу перед собой писателя и журналиста Дмитрия Быкова. На ярмарке он представляет книги «Обреченные победители: шестидесятники» и «Тринадцатый апостол Маяковский: трагедия-буфф в шести действиях».
Набиваю свой рюкзак до отказа разными книгами и обреченно вздыхаю: дома ведь еще полно книг, которые нужно прочитать и познать, а я опять тащу новые. Видимо, атмосфера Non/fiction действует так благотворно: тут и правда нужны килограммы денег, чтобы унести все самое интересное.