Интервью: Екатерина Зайцева
Фото: инстаграм Михаила Скипского
Что вам сейчас интереснее: художественная литература или нон-фикшн? И почему?
Михаил Скипский: Я всегда больше любил художественную литературу или мемуары. Книги «нон-фикшн» для меня сродни школьным учебникам — там много информации, они поддерживают эрудицию. Но не заглядывают вглубь вещей. Только художественная литература может научить тебя быть среди людей.
Ваша любимая книга?
Михаил Скипский: «Бродяги дхармы» Джека Керуака.
Какая книга произвела на вас самое сильное впечатление в детстве (хорошее и плохое)?
Михаил Скипский: «Три мушкетера» - ее я перечитывал к сорока годам раз двадцать. Конечно, советский фильм сыграл важную роль: актеры в образах — как влитые. Сперва ты читаешь, чтоб познакомиться с основой фильма, потом оказывается, что в книге больше приключений. Потом — что твои типажи героев отличаются от персонажей Юнгвальд-Хилькевича. Потом — что «плохие» - не плохие, а «хорошие» - не такие уж и хорошие… И так, в сравнении, можно много перечитывать одно и то же, сравнивать персонажей «Трех мушкетеров» с продолжениями типа «Виконт де Бражелон», возвращаться в первую книгу… Потом попадается книга «Клуб Дюма, или Тень Ришелье» Переса-Реверте, и, чтоб с ней нормально взаимодействовать, ты снова перечитываешь Дюма...
Есть ли у вас нелюбимый, «вредный» писатель? И почему он такой?
Михаил Скипский: Есть масса бульварной литературы и людей - «коммерческих проектов», считающих себя писателями. Когда я гляжу на полки с ними, мне всегда жалко древесину.
Какую книгу прочитать надо всем?
Михаил Скипский: Я б предпочел не выделять одну. Тут сотни книг должны быть — от Библии и Корана до «Капитала» и от мифов Древней Греции до «Generation П». Из «малоизвестных» - я всем рекомендую «Толстую тетрадь» Аготы Кристоф.
Каких книг не хватает в школьной программе, а какие лишние?
Михаил Скипский: Никакие не лишние.
Художественные книги, прожившие больше одного поколения, уже не лишние.
Я бы хотел видеть больше иностранной литературы в школьных списках, всяческие базовые для понимания цивилизаций книги типа «Рамаяны» или «Илиады», больше Шаламова и Солженицына (Шолохова и Серафимовича там и так хватает) для понимания советской цивилизации. Но в школе все настолько зависит от учителя, к счастью, по-прежнему, а не от Министерства образования, что советов давать не нужно.
Как педагог, какие книги вы можете порекомендовать для прочтения подросткам?
Михаил Скипский: Любые, остающиеся актуальными спустя поколение. Лучше художественные - там больше ответов на вопросы, чем в других источниках. Чтение, создание эфемерных образов, оно само по себе облагораживает; любой внятный художественный текст заставляет быть Человеком.
Хотя, когда я был подростком, то каждая пластинка «Битлз» давала нам больше, чем школа за год.
У меня музыкальная часть культуры была приоритетней литературной.
Какую книгу хотелось бы сейчас перечитать, но не получается по разным причинам (и каким)?
Михаил Скипский: Нету таких книг. Я далек от условностей: хочется — беру и читаю, пусть это будет хоть самый наивный Ричард Бах, хоть мемуары спартаковца Рината Дасаева.
Насколько вы «плохой» читатель и в чем это выражается?
Михаил Скипский: Я просто мало читаю. Я аккуратен с книгами, я их аккуратно содержу и читаю обычно бумажные копии без карандаша. Но мало.
Следите ли вы за литературными премиями?
Михаил Скипский: Да, Букеровская или Нобелевская премия для меня — это лучшая реклама автору. С отечественными писателями проще — есть у кого спросить. А масса иностранной литературы, конечно, проходит мимо, надо ловить хотя б «больших рыбин».
Насколько для вас важен шум вокруг писателя/книги?
Михаил Скипский: Всегда приятно, когда шум вокруг писателя, а не политика или телезвезды.
«Великая книга», которая прошла мимо вас, это…
Михаил Скипский: «Анна Каренина».
Есть ли книги, которые помогли вам на «Что? Где? Когда?»? Какие?
Михаил Скипский: Конечно. Никакой специальной истории про то, что я вот только вчера прочитал книгу «Строение черепов динозавров» и мне задали вопрос про череп динозавра, у меня нет.
Но игра всегда требует и эрудиции, и образов. И то и другое берется от чтения.
Моя мама говорит мне регулярно: «Тебе стыдно чего-то не знать, ты же учитель!» Школа, конечно, работает совсем по-другому: иногда, наоборот, сказать ученику: «Я не знаю ответа, но знаю, где посмотреть или знаю, у кого спросить» — это куда более педагогично. А в игре иначе: в прямом эфире мне и вправду стыдно, когда я чего-то не знаю или не могу придумать.
Вы учитель географии. Читали ли вы книгу Алексея Иванова «Географ глобус пропил» и как к ней относитесь?
Михаил Скипский: Читал. Дважды. Потом на премьерный показ пошел в кино. Это великолепный писатель и блестящий роман. По теме могу предложить еще перечитать «Школу для дураков» Саши Соколова: там тоже главный герой — учитель географии «не от мира сего». А оказывается, что он нормальнее всех «нормальных» героев.