САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Между нами, фанатами, говоря

Пока мы обсуждаем проблему падения интереса к чтению, в Сети семимильными шагами развивается литературная субкультура, где не только не наблюдается падение этого интереса, но он увеличивается в геометрической прогрессии, особенно в России, где эта субкультура еще является сравнительно новым явлением

Статья Павла Басинского о фанфиках
Статья Павла Басинского о фанфиках

Текст: Павел Басинский/РГ

Фото: spark.ru

Pavel-Basinskiy.jpg

Для тех, кто не понял: я говорю о фанфиках...

Конечно, можно говорить, что эта "любительщина" не имеет отношения к литературной культуре, как мы ее привыкли понимать. Можно смеяться над тем, что в этой субкультуре практически стирается граница между писателем и читателем, вспоминая знаменитый анекдот о представителе северной национальности, который поступает в Литературный институт и на вопрос экзаменатора, кого он читал, отвечает, что он "не читатель, а писатель, однако". Можно считать это временным поветрием... Но вот факт: по мере падения интереса к профессиональной художественной продукции интерес к "любительщине" почему-то не падет, а стремительно растет...

Два года назад я вел мастер-классы по литературе на молодежном форуме "Таврида". Море, песок, солнышко! На третий или четвертый день мы с ребятами, среди которых была львиная доля студенток Литературного института, исчерпали интересные темы, и участницы семинара сильно заскучали. Опять же - море, песок, солнышко! Перед последним семинаром я задумался: какую тему предложить? "Давайте поговорим, что ли, о фанфиках?" - в шутку предложил я. Боже, как зажглись их глаза! Вдруг выяснилось, что они не просто знают, что такое фанфики, но и почти все их пишут! Из всех моих семинаров этот был самый длинный.


Фанфикшн - любительские произведения по мотивам популярных книг, фильмов, сериалов, аниме, комиксов, компьютерных игр и др. Их авторов называют фикрайтерами.


Обычно фанфики пишут фанаты оригинальных произведений, не получая от этого не только коммерческой выгоды, но и личной славы, потому что их творения вывешиваются в Сети под никами. Отсутствие коммерции тут продиктовано не альтруизмом, но авторским правом, ведь создатели фанфиков всегда обыгрывают сюжеты и героев, которые им не принадлежат. Больше того. Строго говоря, и при отсутствии коммерческого интереса фикрайтеры все равно посягают на авторские права создателей оригиналов. И потому, например, в Японии, которая своими аниме и комиксами служит едва ли не главным поставщиком оригиналов для различных "фандомов", фанфики вне закона, как и в США. Время от времени разные известные авторы протестуют против существования фанфикшн, вплоть до судебных разбирательств. В свою очередь создатели фанфиков также возмущаются - ведь они своим творчеством создают бесплатную рекламу оригинальным авторам. Да и просто стать объектом фанатской субкультуры автоматически означает, что ты создатель культового произведения, что само по себе является колоссальной рекламой.

Другое дело, что таких "культов" уже великое множество, и если бы я их начал перечислять, мне колонки бы не хватило. Назову только всем известные: "Звездные войны", "Терминатор", "Аватар" и "Шерлок", "Гарри Поттер" (бесспорный лидер в области литературы), японские аниме, манго, комиксы и самые популярные компьютерные игры. Все это уже породило и продолжает порождать миллионы - я подчеркиваю: миллионы! - вполне себе литературных произведений, от коротких, в одну-три странички, до объемных романов. Это и "сиквелы" (продолжения), и "апокрифы" (из серии "не так было на самом деле"), и вполне оригинальные тексты, для которых культовое произведение служит лишь толчком для собственной фантазии.

Но каково их качество? - спросите вы. Это вопрос обсуждаемый, но, по сути, бессмысленный. Качество, разумеется, разное, и в основной массе ниже плинтуса, потому что фанфики - не союз писателей, а союз читателей и зрителей. Но при этом, поверьте, есть фанфики вполне высокого литературного уровня, уж точно не ниже бумажных "серий" вроде любовных романов. Но все это, повторяю, вопрос бессмысленный, потому что связка "автор - читатель" тут прямая, да и вообще граница эта стерта и следует говорить о другом феномене: "автор - он же и читатель". И это в фанфиках, может быть, самое интересное.


Мне кажется, в определенный момент читательская аудитория, как Мичурин, перестала "ждать милостей от природы", то есть - от писателей-профессионалов.


Ведь они, в свою очередь, зависимы от издателей, критиков, премиального процесса, множества "табу", которые на них налагает общество. И стали создавать свою "литературу", то есть, грубо говоря, то, что они действительно хотели бы прочитать. К тому же в "классические" времена художественная литература была не только средством развлечения и просвещения ("развлекая, просвещай"), но и способом общения читателей. Когда-то читатели "аукались" именами героев литературных произведений. Девушки идентифицировали себя с Татьяной Лариной и Наташей Ростовой, юноши - с Печориным и Базаровым. Даже во второй половине ХХ века это еще, как говорится, имело место быть. Кто-то соотносил себя с персонажами Ремарка и Хемингуэя, кто-то - Аксенова и Стругацких. Сегодня невозможно представить автора, с персонажами которого будет идентифицировать себя крупное читательское сообщество. Во всяком случае, из русских писателей я таких не знаю.


Я думаю, фанатская литературная субкультура порождена не столько так называемым зудом писательства, то есть желанием показать себя на литературном поприще, сколько стремлением вернуть литературе потерянную ею функцию общения между людьми.


Профессиональные авторы с этой задачей плохо справляются, и читатели взяли это дело в свои руки.

Да, слабые, да неумелые. Да, кому-то это смешно. Но хорошо смеется тот, кто смеется последним.

Оригинал статьи: «Российская газета» - 07.04.2019