САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Аборигены, туристы и насильно депортированные

О цифровой коммуникации Маргарита Русецкая прочла лекцию лауреатам Пушкинского конкурса

Международный-Пушкинский-конкурс-для-учителей-русского-языка-201910
Международный-Пушкинский-конкурс-для-учителей-русского-языка-201910
Елена-Новоселова

Текст: Елена Новоселова

Фото: Сергей Куксин

«Аборигены», «туристы» и «насильно депортированные» - с такой удивительной классификации населения планеты начала свою лекцию ректор Института русского языка имени Пушкина Маргарита Русецкая. В качестве стажеров знаменитого вуза - лауреаты XIX Международного пушкинского конкурса «РГ» «220: Пушкин под напряжением. Памятник или блогер? Не мешают ли классики учить русский новому поколению?»


50 человек, кое-кто только с самолета (в этом году среди победителей представители 21 страны, в том числе далеких Индии и Китая),


внимательно слушают рассказ о новом виде общения - «цифровой коммуникации». О ней пока не написано в школьных учебниках (там только про устную и письменную речь), но уже двадцать лет назад гуру языкознания, автор учебников по «РКИ» и большой друг Пушкинского конкурса Виталий Григорьевич Костомаров писал от том, что текст, набранный на дисплее, - это особый текст и воспринимается он по-особенному.

К слову, все, что озвучивает ректор, тут же дублируется слайдами на экранах, которые развешаны по периметру зала.

- Вам будет интересно окунуться в проблемы русского языка, какими их видят сами носители этого языка, - обещает Русецкая и начинает знакомить пушкинских учителей с секретами цифровой коммуникации, приведя несколько поразительных цифр. -

Например, если 20 лет назад (ректор вспоминает, что, когда она защищала диссертацию, большой проблемой было найти компьютер для работы) среднестатистический пользователь находился онлайн по 45 минут в сутки, то сегодня - по 10 часов.

- Сейчас и электронную почту молодежь считает безнадежно устаревшей, медленной и громоздкой, предпочитая ей мессенджеры. К слову, кто из вас, - Маргарита Николаевна обращается к слушателям, - прежде, чем встать с постели, нащупывает свой гаджет?

Ползала поднимают руки, в том числе и ректор.

- Кто родился после 2000 года? - продолжает свою интерактивную лекцию Русецкая.

На этот раз робко поднимается только одна рука… - Вот представитель поколения «цифровых аборигенов», - улыбается лектор. - Тех, кто, можно сказать, родился с дисплеем в руках. Такие люди в полтора года могут без проблем включить стиральную машинку или микроволновку (мой младший сын - пример). Как это у них получается, пока ученые не совсем поняли.

- Впрочем, большинство в зале (40+) - это так называемые туристы в мир цифровых технологий. Учились по бумажному букварю, но с удовольствием постигают компьютерный и сетевой мир.

- А вот


60+ - это «насильно депортированные».


Те, кто вынужден был учиться получать пенсию с помощью электронной карты в банкомате. Но пройдет еще лет десять, и все мы станем «аборигенами» в интернете, - успокаивает чуть загрустивших опытных учительниц Русецкая.

По ее мнению, тогда все будут вынуждены учиться этикету цифровой коммуникации.

Ректор уверена, что интернет вовсе не «большая помойка», в которой гибнет все живое, в том числе и русский язык. Сеть превратилась в творческую лингвистическую лабораторию, особую языковую площадку, на которой работает каждый из нас.

- Подумайте, какие тексты писал среднестатистический обыватель в 80-е годы прошлого века? - спрашивает она. - Записку или поздравительный текст для открытки, наполненный фразами-клише о счастье и здоровье. Но сегодня все совсем не так. Мы ежедневно общаемся в соцсетях, в мессенджерах, каждый стал писателем, каждый стал автором. Как же быть хорошим автором и просто приятным собеседником на просторах интернета?

Ситуация идет к тому, считает Маргарита Русецкая, что скоро


любителям хайпа, агрессии и матерщины в Сети станет понятно: взялся за гаджет - выступил публично, «любое слово - это вклад в их электронное «портфолио»,


которое работает или на нас, или против нас». Одним словом, интернет сам будет нормировать и регулировать наше общение.

3 слайд

История популярности соцсетей

Все мы помним историю появления и бум популярности блогов и соцсетей: Livejournal или ЖЖ (1999 в мире и в России), затем Фейсбук (2004—2005 в мире) и русский аналог - ВКонтакте (2006), YouTube (2005), довольно короткая эпоха популярности Twitter (2006), Одноклассники (2006), затем Инстаграм (2010) и мессенджеры (WhatsApp, Telegram, Viber).

Все это происходило стремительно,


люди одного поколения, выбрав свою соцсеть, часто не хотят следовать моде и меняться, переходить на новые площадки.


Поэтому «скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». То есть спроси, какой соцсетью ты пользуешься, и наверняка можно определить возраст собеседника как минимум. А иногда сама площадка определяет целевую аудиторию. Например, самой школьной соцсетью, конечно, мы называем ВКонтакте.

Вместе с развитием площадок и появлением новых менялись и форматы представления информации. От блогов и лонгридов в ЖЖ перешли к постам, обязательно украшенным фотографией, следом - бум на личную историю в фотографиях - Инстаграм (который сделал упор на то, что даже плохие фото можно преобразить и сделать привлекательными с помощью фильтра).


Меж тем Фейсбук занимает первую позицию как в 2013-м так и по итогам 2018 года, оставаясь лидером цифрового рынка.


4 слайд

А в 2015 году


составители Оксфордского словаря, Великобритания, каждый год выбирающие «слово года», удивили весь мир, выбрав вместо слова смайлик «Смех сквозь слезы».


Посмотрите, какая любопытная карта, какие смайлики популярны в каждой стране.

Вообще СМИ называют XXI век веком информации.

Однако интернет-пространство сегодня является не только цифровым средством обмена информацией, но и коммуникативной платформой для пользователей.

По мнению Маршалла Маклюэна (канадский философ, филолог, литературный критик,

исследователь воздействия электронных средств коммуникации на человека),


социальные сети способствовали превращению мира в «глобальную деревню»,


жители которой хорошо знают друг друга, хотя могут физически находиться на разных континентах. Получается, земной шар «сжался» до размеров «деревни».

Сегодня


интернет превратился в творческую лингвистическую лабораторию,


особую языковую площадку, на которой работает каждый из нас.

5 слайд

Подумайте, какие тексты писал среднестатистический обыватель в 80-е годы прошлого века. Записку или поздравительный текст для открытки, наполненный фразами-клише о счастье и здоровье. Но сегодня все совсем не так. Мы ежедневно общаемся в соцсетях, в мессенджерах, каждый стал писателем, каждый стал автором. Как же быть хорошим автором и просто приятным собеседником на просторах интернета?

6 слайд

Обязательно соблюдайте правила сетевого этикета.

Общение в интернете создает иллюзию абсолютной свободы, словно бы у него нет никаких границ и рамок. Но это, конечно же, не так. За время существования интернета сформировался особый кодекс цивилизованного поведения в Сети. И для названия этого кодекса используют слово «нетикет» - от слов «нэт» - сеть, и «этикет».

7 Слайд

Правила общения для виртуальной реальности.

8, 9 слайд

О русском на русском

Расскажу о нашей новой передаче «О русском на русском. Диалоги с Маргаритой Русецкой». Я примерила на себя роль ведущей, а моими гостями в студии уже стали актер балета и руководитель школы имени Вагановой Николай Цискаридзе, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам - сенатор Константин Косачев и международный эксперт в создании и развитии брендов, основатель собственной компании Mitrofanof & Partners Сергей Митрофанов.

10 слайд

К 1 сентября Московское отделение Российского общества «Знание» совместно с Институтом Пушкина проводит просветительскую акцию для школьников «В День знаний спроси у «Знания» (#спросизнание).

С 26 августа по 2 сентября (1-й день нового учебного года) в официальных аккаунтах Института Пушкина и общества «Знание» в ВКонтакте и YouTube будут размещаться видеосоветы наших экспертов.

В комментариях к видео школьники могут оставлять свои вопросы экспертам. Авторы самых интересных получат возможность развернутой консультации.

Всего в соцсетях будет опубликовано порядка 10 видеосоветов на самые разнообразные темы: откуда берутся новые слова, почему люди не откажутся от «живого» общения, как общаться в социальных сетях, вопросы современной прозы и поэзии.