Текст: Катерина Шаронова
Иллюстрации: belpressa.ru
Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с издательским домом «Мир Белогорья» (Белгород)
В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки…
Открывает выпуск отрывок из поэмы «Чёрный человек». Последнее из произведений крупной формы и, пожалуй, самое страшное из того, что он создал, «Чёрный человек» являет трагедию распада. Фактом поэзии поэт делает мучительную раздвоенность - он и его alter ego, тень художника, его жуткого двойника. Фактически перед нами - поэтическое аутодафе. Поэма написана в 1923-м, переработана в ноябре 1925-го. До смерти Есенина оставалось чуть больше месяца.
Звучащие тексты
Больше года назад мы встретились с Дмитрием Беседой, актёром Белгородской драмы, и возник наш совместный выпуск проекта «СТИХиЯ», где он читал XX сонет Франческо Петрарки. Поэтический выбор принадлежал не ему - Дмитрий говорил о поэзии Есенина. Он с ходу, много и жадно читал его стихи. Просто поражал точностью своих интонаций, страстностью, глубиной чувства, выдававшего в нём особую связь с этими строками. Тогда и возникла идея - именно Беседа станет героем выпуска, посвящённого памяти Сергея Александровича, когда бы он ни случился. И тогда же мы обещали, что представим вам есенинские стихи в исполнении талантливого актёра.
«Есенин вошёл в мою жизнь довольно рано. В школьные годы, когда я только открывал для себя мир поэзии и пробовал сочинять сам. Сам я не городской, и любовь к природной стихии, живущая во мне с детства, приближала меня к его поэзии, делала её понятной мне.
Неожиданно я обнаружил близость его мироощущению. И романтизм, который живёт во мне по сей день, оттуда.
С годами я двигался от его лирики, более простой для восприятия, к его гражданской поэзии и поэзии распада. Мною завладели революционная драматическая поэма «Пугачёв» (1921), лиро-эпическая автобиографическая «Анна Снегина» (1925)… И в смысле идей - тема русского бунта, большие надежды поэта на революцию, его крестьянская утопия и идея великого перерождения, и в смысле формы - он выступает как экспериментатор стиха со сложным ритмическими рисунком.
А потом наступило время цикла «Москва кабацкая». Я немало натворил, следуя по разгульно-прожигающему пути, который его привёл в тупик. Внешне я следовал дорогой дурманящего разгула, внутренне - путём небывалой усталости, потерь, боли, тоски, страха... Мне кажется, я хорошо понимал его.
Когда я задумываюсь над тем, что есть русская душа, всегда отвечаю: «Есенин».
Да, он стал для меня её воплощением. Для «Года Литературы» я читаю «Исповедь хулигана» (1920). И вы услышите «Я люблю Родину. Я очень люблю Родину!». Так вот нет в этом ни тени фальши, выспренности, пафоса, чего-то наносного и искусственного. Слова эти для меня - квинтэссенция патриотического духа, который вырастает не из идеологии, не из маски, а из самых корневых начал бытия как выражение совершенно неосознанного, но такого природно-естественного чувства внутри нас», - рассказывает Дмитрий Беседа.
Видео Вадима Заблоцкого
Музыка есенинских стихов
Ещё Беседа играет на гитаре и поёт песни на стихи Сергея Александровича. В нашем разговоре он напомнит о редкой, совершенно дивной музыкальности есенинской поэзии. Совсем неудивительно, ведь Есенин был погружён в мир народной песни. С пелёнок мальчика сопровождали напевы матери, которая что бы ни делала, пела. Причём стихи в их основе принадлежали Пушкину, Лермонтову…
Его отец Александр Никитич, будучи ребёнком, обладал чудным хрустальным дискантом. Пели его бабушка и дед, сыгравший особую роль в становлении поэта. Фёдор Андреевич был к тому же обладателем коллекции маленьких гармошек - «черепашек». И сам Сергей Александрович пел, играл на гармони, танцевал.
Невероятно много существует народных песен на стихи поэта, ну и, конечно, знаменитые романсы Василия Липатова, Григория Пономаренко, Александра Вертинского, Владимира Высоцкого. Оперы «Анна Снегина» и «Сергей Есенин» создал композитор Владислав Агафонников. Первым поэтом Есенин был для Георгия Свиридова. Гениальный композитор посвятил ему свой вокальный цикл «У меня отец — крестьянин» и воздвиг музыкальный, вокально-симфонический памятник — «Поэму памяти Сергея Есенина».
В течение года Белгородская государственная филармония напоминала своим слушателям о большом юбилее, включая в свои программы выступления, посвящённые памяти Есенина. Совсем недавно, 10 и 17 декабря, прозвучали концерты «Русские песни» ансамбля народных инструментов «Токаев-квартет» (художественный руководитель — лауреат международных конкурсов Михаил Токаев). Открывала программу «Гой ты, Русь, моя!».
Вокально-хореографический ансамбль «Белогорье» под управлением заслуженного работника культуры России Натальи Чендевой создал концертную программу-посвящение (29 ноября). Музыкально-литературная композиция «Гой ты, Русь, моя!» объединила поэзию Есенина, песни на его стихи, частушки и хореографию. В радиоэфире программы «Открытый микрофон» ГТРК «Белгород» (от 2 декабря) Наталья Чендева скажет, что в репертуаре ансамбля всегда было достаточно песен на стихи Есенина, что он - один из самых поющихся русских поэтов, а его наследие - источник для творчества коллектива.
«В школе мы его не проходили - тогда он был запрещён. И месяц в преддверии концерта стал для меня временем открытия Есенина. Он снился мне во сне. Я до пяти утра могла читать его стихотворения».
«Начинаешь читать одно и уже не можешь оторваться. И чем дальше, тем больше тебе открывается его душа. И слезы проступают, особенно когда поздно и во всём доме тишина.
Поэт, конечно очень минорный. Настолько, что этот минор хочется петь. Я прониклась любовью к русскому гению, и ребятам моим передалось это чувство. Все хотели читать стихотворения. Спорили, кто какое. Думаем выступить с этой программой на родине Есенина, в Рязани. И показать её в школах Белгородской области», - говорит Наталья Игоревна.
Предоставлено Белгородской государственной филармонией
Есенин и край Б.
120-летию со дня рождения Сергея Есенина цикл передач посвятила и ведущая программы «Открытый микрофон» Мария Железнова. Выпуски цикла - семь бесед ведущей и Евгения Дубравного, руководителя региональной общественной организации «Радуница», по сути областного есенинского общества. Белгородский поэт и тележурналист, Дубравный создал его 20 лет назад.
«Идею цикла предложил мой коллега Евгений Дубравный. Евгений Фёдорович - большой поклонник Есенина, человек, прекрасно анализирующий творчество Сергея Александровича. Вместе мы определяли темы. Говорили о влиянии Пушкина на творчество поэта, о темах Родины и природы в его произведениях, о музах Есенина и его любовной лирике, об отношении Сергея Александровича к Октябрьской революции 1917-го, о его трагическом уходе из жизни... Мы открыли цикл 20 ноября, а завершим 29 декабря», - рассказывает Мария Железнова. (Все выпуски вы найдёте в архиве «Открытого микрофона».)
В 2012 году в Белгороде открыли Есенинский сквер (пересечение улиц Будённого и Есенина). В его пространстве появились ротонда, скульптура Сергея Есенина и фигурка собаки - воплощённый в бронзе образ стихотворения «Дай, Джим, на счастье лапу мне». А прототипом послужил пёс друга поэта - актёра Василия Качалова. Автор скульптурной группы - заслуженный художник России Анатолий Шишков.
Третий факт, обнаруживающий связь Есенина с нашим краем, - упоминания известного белгородского писателя, публициста, журналиста, краеведа Бориса Осыкова. Борис Иванович пишет о том, что поэт с 1914-го по 1925-й не менее десяти раз проезжал по железной дороге через Белгород. Предполагает, что он выходил на белгородский перрон, прохаживался по привокзальной площади.
И что в этом пути весной 1920-го Есенин написал «По осеннему кычет сова…» и прочитал его в Харькове у памятника Пушкину. Кроме того, Осыков обратит наше внимание на начало поэмы «Песнь о великом походе»: «А за Белградом,// Окол Харькова,// Кровью ярь мужиков// Перехаркана…»
Очевидно, речь о нашем городе.
Подтверждают предположения белгородского краеведа научные сотрудники Государственного музея-заповедника С. А. Есенина (село Константиново, Рязанская область) - Татьяна Кирьянова и Валерия Евдокимова.
В августе Белгородский государственный литературный музей открыл выставку «Знакомый Ваш Сергей Есенин!..» А экспозицию предоставил как раз главный есенинский музей страны. В начале декабря, когда выставку завершали, в Белгород снова прибыли её кураторы - Татьяна Кирьянова и Валерия Евдокимова. Поэту образа, Есенину, они посвятили свою публичную лекцию «Имажинизм в творчестве С. А. Есенина».
Восстанавливаем контекстЪ
Сказано это за несколько дней до смерти в разговоре с Елизаветой Устиновой. И передано в её воспоминаниях «Четыре дня Сергея Александровича Есенина». Их диалог выдаёт состояние тихого отчаяния у поэта, его в высшей степени подавленность. Говорит он это с интонацией горечи, такой привычной для многих из его произведений (Устинова отмечает, что поэт «смеялся с горькой складочкой около губ»).
В литературе, посвящённой Есенину, есть упоминание, что Божьей дудкой его называет Лев Троцкий, предлагая ему сотрудничество с властью.
В философском трактате «Ключи Марии» Сергея Александровича находим: «Пастух... срезал на могиле тростинку, и уж не он, а она сама поведала миру через него свою волшебную тайну...» То есть он, Есенин, проводит волю Бога в мир. Такова фатальность, жёсткая предопределённость его пути. В этом его богоизбранность, и в этом его крест. Он прекрасно осознаёт свою обречённость на все те страдания, которые претерпевает. Хватило ли ему сил…
Чёрный человек внутри поэта, или Смерть гения
Иллюстрация Любови Турбиной
Полный текст статьи, включающий заключительную главу о смерти поэта: «БелПресса»