САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Черти лысые», «В поисках ветра» и еще одна книга о странствиях

Герои трех новинок подростковой литературы отправляются в дорогу, чтобы побольше узнать о мире, о близких и о самих себе

Герои трёх новинок подростковой литературы отправляются в дорогу, чтобы больше узнать о мире, о близких и о самих себе
Герои трёх новинок подростковой литературы отправляются в дорогу, чтобы больше узнать о мире, о близких и о самих себе
Ольга-Лапенкова

Текст: Ольга Разумихина

Обложки книг взяты с сайтов издательств

Долгий путь в неведомое — сюжет, ставший основой множества классических произведений, от «Одиссеи» и «Аргонавтики» до «Москвы - Петушков». Вот и герои подростковой литературы стараются не отставать

Артём Ляхович. «Черти лысые»

М.: Самокат, 2019

Герои трёх новинок подростковой литературы отправляются в дорогу, чтобы больше узнать о мире, о близких и о самих себе

Четырнадцатилетняя Лянка, девушка умная, талантливая и потому изрядно высокомерная, — единственный ребенок в семье обеспеченных родителей: папа и мама возят ее с собой на курорты, покупают модную одежду и оплачивают невероятное количество кружков и секций. Вот только родители ни разу не спросили у дочери, чувствует ли она себя счастливой, — возможно, потому что сами прекрасно знают ответ. Как известно, богатые тоже плачут, и Лянкина мама убедилась в этом на собственном опыте: домашняя атмосфера давно стала для нее невыносимой. Но для дочери ей хочется лучшего — потому-то она и записала Лянку на всевозможные кружки, из-за чего девушка возвращается домой только чтобы поужинать, немного пообщаться с друзьями ВКонтакте и забыться сном, а утром собрать рюкзак и снова уйти — в школу или к очередному репетитору.

Тем временем Лянкин одноклассник Марик тоже не горит желанием общаться с собственной мамой. Она неплохая женщина, только сын заботит ее не в пример меньше, чем отношения с мужчинами: мать-одиночка постоянно переезжает из города в город к новому ухажеру, которого через год-полтора со скандалом бросает. Общаться со сверстниками мальчишка толком не умеет, поэтому сам удивляется, когда понимает, что у него появился настоящий друг, причем не какой-нибудь тихоня, а настоящая школьная звезда. Вскоре Марик и Лянка решают сбежать — отдохнуть от домашнего трэша и угара да заодно проверить, есть ли где-нибудь на свете место, где им обоим будет хорошо.

Повесть Артема Ляховича получилась интересной, злободневной и, что особенно важно, психологически убедительной: речь и характеры Марика, Лянки и даже второстепенных героев прописаны на твердую пятерку. А еще автор удержался от соблазна и не стал венчать текст простой и понятной моралью; однозначно положительных или отрицательных героев в книге тоже не оказалось. Да и финал повести неочевиден — внимательный читатель быстро увидит в тексте двойное дно. Ляхович заставляет читателя подвергать сомнению не только принятые в обществе нормы и традиции, но и заявления самих героев: некоторые из них, на первый взгляд, говорят вполне искренне, но на поверку обманывают сами себя. Такая проработка персонажей — признак высокого писательского мастерства. Кто знает, может, через пять-десять лет школьники будут обсуждать «Чертей лысых» на уроках литературы?

Северин Готье, Амели Флеше. «В поисках ветра»

Пер. с франц. Анастасии Строкиной, Марии Шепелевой. — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2019

Герои трёх новинок подростковой литературы отправляются в дорогу, чтобы больше узнать о мире, о близких и о самих себе

Артем Ляхов не боится называть вещи своими именами, а вот С. Готье и А. Флеше выбрали для своей истории метафорическую обертку. Главный герой, маленький мальчик, привык странствовать по свету вместе с дедушкой, но теперь на спине доброго старичка выросли горы, которые не дают ему сдвинуться с места. Дедушка пытается объяснить внуку, что скоро отправится в последнее путешествие, вот только храбрый мальчик не хочет ничего слушать. Он уходит на поиски самого сильного Ветра на свете, чтобы тот стронул дедушку с места и старичок-путешественник смог еще немного побродить по земле.

Вояж главного героя книги «В поисках ветра» напоминает приключения Маленького Принца: оба юных путника покидают близких, чтобы познать мир, найти новых друзей, выслушать их мудрые рассказы о жизни — и, конечно же, понять, что твой покинутый дом и есть твое главное сокровище. Вот только С. Готье и А. Флеше выбрали для своей истории более современную форму: «В поисках ветра» — это комикс, и нарисован он на редкость талантливо: иллюстрации Амели Флеше как будто светятся изнутри.

Единственное слабое место книги — перевод. А. Строкина и М. Шепелева, очевидно, не смогли договориться, стоит ли зарифмовать исходный текст, поэтому глаз читателя то и дело спотыкается о неожиданные инверсии и попытки изобразить что-то вроде ритмизованной прозы, а полноценные стихотворные включения обрываются в самый неожиданный момент. Даже если таков был замысел автора, очевидно, что французский текст требовал более бережного обращения. Однако языковые шероховатости вряд ли способны всерьез испортить трогательную историю — особенно если в роли читателя окажется маленький ребенок (книга С. Готье и А. Флеше, в отличие от предыдущей, вполне годится для младшего школьного возраста).

Элвин Гамильтон. «Пески. Потомки джиннов»

Пер. с англ. А. Круглова. — М.: Робинс, 2019

Герои трёх новинок подростковой литературы отправляются в дорогу, чтобы больше узнать о мире, о близких и о самих себе

Хочется новых впечатлений, но душа не лежит ни к реалистической прозе, ни к графическому роману? Тогда, возможно, вам понравится новый роман Элвин Гамильтон — «Потомки джиннов», вторая книга трилогии «Пески». Это типичное — и в хорошем, и в плохом смыслах — фэнтези-произведение жанра yong adult (попросту говоря, рассчитанное на подростков 12—17 лет). Вымышленный мир, по которому кочуют герои «Песков», представляет собой нечто среднее между Арабским Востоком и ковбойским Диким Западом — здесь призывают джиннов, сражаются с оборотнями-гулями и вызволяют невольниц из султанских гаремов, а еще ловко гоняются друг за другом на конях и палят из револьверов. Без политических интриг тоже не обходится: если в первой книге трилогии читать предлагалось в основном о путешествиях, а война оставалась где-то на периферии, то в «Потомках джиннов» герои разъезжают по стране исключительно в интересах революции.

В первой части главная героиня, семнадцатилетняя девушка по имени Амани, мечтала любой ценой выбраться из родного Захолустья. Там ей приходилось работать в дядиной лавке, уживаться со сварливыми двоюродными сестрами, зашивать раны местным удальцам и отбиваться от грубиянов, мечтающих пополнить свой гарем синеглазой красавицей. До поры до времени навязчивых женихов отпугивала, мягко говоря, сомнительная родословная Амани: ее мать однажды не выдержала пьяных криков да побоев и зарезала благоверного — и в тот же день отправилась на виселицу. С тех пор девушка спала и видела, как сбежит в столицу — сказочный город Изман. Однако вместо общества чопорных горожан девушка угодила ни много ни мало в круг повстанцев.

Скандалов, интриг и расследований в романах Э. Гамильтон хоть отбавляй — автор наверняка вдохновлялся «Песнью льда и пламени» Джорджа Мартина (хотя эротических и излишне кровавых сцен, само собой, в книге нет). Арабско-ковбойский мир получился и правда интересным - жаль только, что в «Пески» перекочевали многочисленные атрибуты второразрядного фэнтези. Это и «неуязвимые» главные герои; и пафосные диалоги не к месту (а то и вовсе в разгар сражения); и однотипные второстепенные герои — точнее, героини, — отличающиеся только магическими способностями; и неловкие любовные сцены, которые добавляют тексту пикантности, но никак не влияют на развитие сюжета. Читателю, для которого динамика повествования, магия и баталии важнее проработки характеров, «Пески» понравятся, но избирательным ценителям вымышленных миров по душе придутся вряд ли — особенно если в списке прочитанного уже значится «Дюна» Фрэнка Герберта.