САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Опять двойка? Растет гений!

Многие признанные гении на самом деле отвратительно учились в школе, причем зачастую именно по тем дисциплинам, которые позднее принесли им всемирную славу…

Текст: Дмитрий Соколов

Фото: sovetskaya-adygeya.ru

Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с газетой "Советская Адыгея" (Майкоп)

Точка, точка, запятая...

Больше всего двоечников оказалось среди классиков русской литературы. Например, Владимир Маяковский в автобиографии утверждал, что первые три класса школы учился на одни пятерки. Все изменила революция 1905 года. Кутаис, в котором жил поэт, оказался на острие революционных событий. Так, прежде равнодушный к политике одиннадцатилетний Володя под влиянием старших сестер попал в кружок революционеров, и учеба тут же пошла прахом. Двойка следовала за двойкой. В 1906 году после смерти отца Маяковский с матерью перебрались в Москву. Но и здесь подпольная работа целиком заменила ему учебу. Итог закономерен — в пятом классе будущий поэт окончательно бросает школу. Впрочем, это не помешало Маяковскому стать талантливым поэтом.

Не давалась учеба и классику русской литературы Антону Павловичу Чехову. Автора «Вишневого сада» дважды оставляли на второй год. Первый раз — в третьем классе из-за двоек по арифметике и географии, второй раз — в пятом за проблемы с греческим языком. Даже по прославившей его впоследствии русской словесности Чехов редко получал больше трех баллов. В оправдание писателя можно сказать лишь то, что отец мальчика, содержавший в Таганроге лавку колониальных товаров и пивную, заставлял его после школы стоять за стойкой и там делать уроки.

Можно посочувствовать Маяковскому и Чехову, которым помешали тяжелые жизненные обстоятельства, чего нельзя сказать, например, о графе Льве Николаевиче Толстом. Будущий писатель рано остался без родителей: в два года умерла мать, а в девять — отец. С этого момента Лев «пошел по рукам»: его постоянно передавали от одних сердобольных родственников к другим. Правда, все они были людьми обеспеченными, и юный граф имел лучших домашних учителей, но к учебе он был холоден. К моменту поступления в университет Толстой жил в Казани у своей родственницы — графини П. И. Юшковой. В доме регулярно собирался «веселый салон». В нем, по мнению графини, племянник должен был познакомиться со взрослой аристократичной женщиной, которая наставила бы его на путь истинный. Увы! Лев Николаевич с треском провалил экзамены по российской истории и немецкому языку, оставшись на второй год на первом же курсе Казанского университета. На втором курсе Толстой прославился как прекрасный исполнитель водевилей в Казанском институте благородных девиц, но и только. Окончательно разочаровавшись в учебе, граф бросил университет и уехал в свое родовое поместье. Диплом о высшем образовании классик русской литературы так никогда и не получил.

Даже Александр Сергеевич Пушкин, несмотря на то что был крайне любознательным юношей, по математике имел одни двойки. Когда в лицее вручали дипломы, будущий первый поэт России по успеваемости оказался вторым с конца.

Не лучше учился и Николай Васильевич Гоголь, даже за сочинения он умудрялся получать плохие оценки.

Александр Дюма-отец до конца жизни писал с ошибками, Алексей Николаевич Островский на втором курсе университета остался на второй год. Ну а критик Белинский и вовсе три года провел на первом курсе, а потом был исключен из университета из-за «отсутствия способностей».

Продолжение - с рассказом о двоечниках-ученых и не слишком прилежных в учении политиках - можно отыскать на сайте газеты "Советская Адыгея"