САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Итоговые сочинения: какие классики популярны у школьников?

ЕГЭ по литературе показал: школьники полюбили Салтыкова-Щедрина и забыли Лермонтова с Гоголем. Эксперты назвали самые сложные задания ЕГЭ по литературе и дали рекомендации

егэ2019 по литературе итоговое сочинение
егэ2019 по литературе итоговое сочинение
Ивойлова

Текст: Ирина Ивойлова

Фото: pixabay.com

Эксперты ФИПИ подготовили методические рекомендации для учителей на основе типичных ошибок выпускников. ЕГЭ по литературе – предмет по выбору и требуется тем, кто поступает на филологические факультеты и журфаки. Экзамен, надо сказать, непростой. 4 процента учеников не смогли набрать нужного минимума, а среди высокобалльников оказалось лишь 15,5 процента всех сдававших ЕГЭ по этому предмету.

На ЕГЭ-2019 по литературе проверка шла по четырем содержательным блокам:

1. «Из литературы ХVIII в.» (Фонвизин, «Недоросль»)

2. «Из литературы первой половины ХIХ века» (Пушкин, Лермонтов, Гоголь)

3. «Из литературы второй половины ХIХ в.» (Островский «Гроза», Тургенев «Отцы и дети», Достоевский «Преступление и наказание»)

4. «Из литературы первой половины ХХ века»; «Из литературы второй половины XX — начала XXI в.» (От Бунина до Высоцкого)


Сложности вызвали поэмы Лермонтова, которые изучаются в 7—8 классах.


Возможно, ученики просто не успели повторить перед экзаменом материал средних классов?

Гораздо меньше учеников в этом году выбрали темы сочинений по Гоголю, и качество работ по творчеству этого писателя снизилось. Неплохо ученики знают произведения «Отцы и дети», «Гроза», а вот «Преступление и наказание» для многих будущих филологов оказалось труднее – процент выполненных заданий повышенной трудности по роману Достоевского был ниже, чем по первым двум книгам.

Как отмечают эксперты, традиционно плохо справляются ученики с заданиями на соответствие персонажа и его высказывания.


Неожиданная новость - ученики полюбили и поняли Салтыкова-Щедрина.


Хотя еще несколько лет назад учителя называли его в числе самых сложных и нелюбимых писателей школьников. Треть тех, кто сдавал ЕГЭ по литературе, выбрали для сочинения тему «Авторское отношение к героям в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина» (а это было задание высокого уровня сложности).


Старшеклассники по-прежнему увлечены Ахматовой.


Экзамен показал: лирика дается ученикам сложнее, чем прозаические произведения. Школьники не всегда могут определить размер и назвать художественные средства и приемы, которые использует автор. Большие затруднения вызвали философские произведения о природе.

Какие задания на ЕГЭ по литературе оказались самыми сложными?

- Сочинение «Духовные искания героев отечественной прозы второй половины ХХ — начала ХХI в.». 

- Анализ текста стихотворения Солоухина «Берёза». 

- Задание «В каких произведениях отечественных писателей звучит тема воинского подвига и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.С. Высоцкого «Сыновья уходят в бой». 

- Анализ фрагмента романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 

- Сочинение на тему «Роль фольклорных образов в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». 

Какие понятия путают ученики?

«Конфликт» и «контраст», «течение» и «направление», «рифма» и «рифмовка», «второстепенные персонажи» и «внесценические персонажи», «композиция» и «фабула», «метафора — метонимия — олицетворение», «сравнение» и «контраст» и другие.