Интервью: Ольга Разумихина
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Обложки со страницы издательств
В 2017 году в издательстве «АСТ» из подразделения «Малыш» вычленилась детская редакция современной зарубежной иллюстрированной литературы. Её назвали «Вилли-Винки» — по имени героя шотландской колыбельной, который поздним вечером заглядывает в окна к ребятишкам и следит, чтобы они спали, а не баловались.
Идея оказалась удачной — за первый год редакция выпустила более ста книг. Оказалось, что качественная иллюстрация востребована не меньше, чем интересный сюжет - и не только на «клубном», но и на вполне массовом современном книжном рынке. Более того: некоторые родители покупали книги редакции только из-за того, что их оформлял полюбившийся им и их детям художник. Однако немало было и таких, кто считал, что книжки-картинки — затея невыгодная: в них так мало слов, а стоят они недешево.
И всё же редакция продолжает трудиться на ниве иллюстрированной книги, выпуская классику, оформленную яркими художниками, интересные научно-популярные книги и, само собой, бестселлеры зарубежного рынка. К декабрю 2019 года в редакции вышло 214 книг! Мы попросили заведующую редакцией «Вилли-Винки» Татьяну Мантула подвести итоги ушедшего года и рассказать о планах на следующий.
Татьяна, здравствуйте! Удалось ли вам в 2019 году достичь взаимопонимания с читателями?
Татьяна Мантула: Для наших взаимоотношений с читателями 2019 год стал переломным. У нас появились преданные поклонники — родители, бабушки и дедушки маленьких читателей. Они часто приходят к нам на выставки посмотреть новинки и просто пообщаться.
Впрочем, наши покупатели по-прежнему считают, что чем больше в книге текста, тем лучше. Они не проявляют большого интереса к книгам, которые, как они считают, их ребёнок прочитает за один присест и больше к ним не вернётся. Впрочем, есть и такие родители, для которых обаятельные главные герои и узнаваемая рисовка важнее, чем количество текста.
Фаворитами 2019 года среди читателей стали «Приключения викинга Таппи» Марцина Мортка, «Земляничная фея» Штефани Дале и «Приключения ведьмочки Винни и кота Вильбура» Корки Пола: в этих книгах много ярких иллюстраций, но также там есть захватывающие приключения добрых героев, которые всегда готовы прийти на помощь друзьям. Вместе с тем я вижу, что книжки-картинки с небольшими текстами — «В этой книге паук», «Так поступают динозавры», «Проблемы пингвинов» и многие другие — тоже продаются весьма успешно.
Конечно, мы продолжаем рисковать, представляя на суд публики книги, над оформлением которых работали модные в Америке и Европе, но пока не очень привычные для российских читателей художники. Такие, как Адам Рекс, Лейн Смит, Бэнжи Дэвис, и другие. Мы будем и дальше продвигать на российском рынке современных авторов и художников. Такова концепция редакции «Вилли-Винки», её главный месседж.
Каковы планы и цели редакции на 2020 год?
Татьяна Мантула: Основной план всегда один — выпускать хорошие книги. Поэтому мы поддерживаем эксперименты, даём новым авторам и художникам возможность реализовать свои идеи в разных жанрах детской литературы. В том числе — привлекаем к работе талантливых отечественных художников. Яна Седова сделала необыкновенного «Маленького принца», он вошёл в топ-лист Non/fiction-2019, и мы гордимся этой работой. Галя Зинько проиллюстрировала для нас «Алису в Стране чудес» и «Алису в Зазеркалье», «Золушку» и «Щелкунчика»: получились замечательные работы, которые выиграли «Образ книги».
Ещё мы планируем продолжить линейку иллюстрированного зарубежного нон-фикшна. У нас уже вышла замечательная книга «Роботы», отмеченная как лучшая книга о науке в Болонье, а также серия «История в картинках», в которой любопытные факты сочетаются с весёлыми иллюстрациями. Такие книги помогают детям получать серьёзную информацию. И оказывается, что учиться — это совсем не скучно.
Наконец, мы продолжим публиковать художественную литературу для ребят среднего школьного возраста. В категории middle grade (книги для детей 8—12 лет. — Прим. ред.) мы уже выпустили, например, «Волшебных неудачников» Нила Патрика Харриса.
Кстати о нон-фикшне: как прошла выставка Non/fiction-2019 для вашей редакции?
Татьяна Мантула: Отлично! Четыре книги нашей редакции попали в топ-лист — это очень приятно. К тому же одна из этих книг — «Вот это праздник», познавательная работа о традициях разных стран и народов, — появилась целиком и полностью в редакции «Вилли-Винки»: её придумала наш редактор Таня Долматова.
Какую книгу редакции «Вилли-Винки» вы бы назвали абсолютным хитом?
Татьяна Мантула: Наш главный бестселлер — это «Герда» чешского автора и иллюстратора Адриана Махо. Это история о маленьком китёнке, семья которого погибла. Маленькая Герда — так зовут китёнка — осталась совсем одна, но не потеряла надежды снова увидеть родных. Мы издали эту книгу совместно с WWF — Всемирным фондом дикой природы. Экологические проекты сейчас популярны, люди в последнее время больше заботятся об окружающем мире. Думаю, поэтому «Герда» сразу стала хитом.
Какие ещё вопросы, помимо вопросов экологии, волнуют современных авторов и издателей детской литературы?
Татьяна Мантула: Взаимоотношения в семье, а ещё — умение выстраивать равные отношения с друзьями и недругами. Для маленького читателя эти вопросы важнее, чем для взрослого, потому что не каждый ребёнок умеет принимать точку зрения другого человека, искренне сочувствовать окружающим, просить прощения и прощать. Поэтому, например, мы переиздали знаменитых «Муми-троллей», точнее — адаптацию книги для самых маленьких. Эту версию знаменитой истории в своё время подготовила племянница Туве Янссон. Истории там более короткие, но посыл остался неизменным: всем нужна семья, всем нужна любовь.
Вы публикуете работы самых разных авторов: например, Марцин Мортка — экскурсовод из Польши, а Пьер Жемм — преподаватель-француз. Национальность автора, его менталитет, привычки, культурные особенности «считываются» в детских книгах?
Татьяна Мантула: В наши дни люди с разных континентов перенимают опыт друг у друга. Кардинальных различий становится всё меньше. И на содержании детских книг эта тенденция, разумеется, сказывается.
Однако из любого правила есть исключения. Например, один из наших авторов, Ник Шарратт, сочинил прекрасную книгу «Отличная работа для кота и короля», наполненную английскими реалиями. И наш безусловный бестселлер «Абракадабра», целая серия книг о неугомонной ведьмочке Винни и её коте Вильбуре, которые попадают в разные передряги и переносят нас в атмосферу британского праздника с его жареными зефирками, накладными носами и непредсказуемыми превращениями...
Дети очень любят этих героев. Некоторые даже научились читать по книгам о ведьмочке Винни, потому что родителям некогда читать вслух, а ребятне очень хочется узнать, что там дальше происходит. Кстати, в таких случаях небольшое количество текста и масштабные иллюстрации – огромный плюс.
Не возникло ли у вас после такого разностороннего знакомства с детскими книгами желания написать собственную художественную книгу?
Татьяна Мантула: У нас пишущая редакция, и наши переводчики и художники тоже становятся авторами. Так что нет ничего невозможного.
Новинки редакции, на которые стоит обратить внимание
Надя Ширан. «Умница и чудовище»
Погода была прекрасна, принцесса была... Впрочем, героиня книги Нади Ширан — совсем не принцесса, а обыкновенная девочка, разве что причёска у неё специфическая: огромная копна кудрявых волос, зачёсанная наверх и украшенная ободком. Умница любит гулять по лесу в компании кота Пушистика, хрустеть опавшими листьями, брызгаться в лужах и играть со зверятами: с Ёжиком, Мышатами, Лисами и Зайцами-Попрыгайцами. Однажды девочка, как обычно, отправляется в лес — и обнаруживает, что все его обитатели куда-то подевались. Озадаченная, героиня увлекается поисками и не замечает, что к ней подкрадывается Ужасное Чудовище...
Приключения Умницы лишний раз доказывают, как важно быть отзывчивым, смелым и находчивым. И всё-таки история Нади Ширан получилась не столько поучительная, сколько весёлая: героиня вряд ли бы так ловко решила проблемы зверят, если бы не имела привычки прятать у себя в причёске всякую всячину. Так что долой минимализм — без набора выживальщика в нашем мире никуда.
Клэр Фридман, Майк Бирн. «В этой книге паук!»
Паук по имени Эрик очень хочет найти друзей! Он готов целыми днями играть с ними, делать подарки и даже рисовать их портреты. Вот только его угораздило поселиться не в квартире гринписовца или, скажем, учёного-инсектолога, а в домике Бабули, где она коротает деньки в обнимку с чёрным котом. Бабуля не жалует пауков, а ещё она терпеть не может беспорядок. К несчастью, как только Эрик появляется в поле зрения кота, тот начинает гоняться за ним как заведённый. В итоге — порванная скатерть, опрокинутая ёлка, клочья оборванной паутины по всему дому и макароны по-флотски на кухонном полу. Кажется, Бабуля никогда не простит Эрика и не поймёт его благородных мотивов...
Фридман и Бирн взяли далеко не новый сюжет: почти 80 лет назад история о домовитой женщине и её неугомонном коте легла в основу мультфильма «Том и Джерри». Впрочем, работа Фридмана и Бирна интересна не только сюжетом, но и необычным оформлением: рассматривать книгу можно о-о-очень долго. Во-первых, потому что на каждой странице прячется тот самый паук Эрик, и подчас найти его бывает непросто. Во-вторых, незначительные на первый взгляд детали могут многое рассказать о характере милейшей Бабули: кажется, на досуге она занимается чёрной магией!
Лу Картер, Никки Дайсон. «Оскар: Голодный единорог»
На страницах истории, которую сочинил Лу Картер и отрисовал Никки Дайсон, тоже есть что поразглядывать. Правда, почти все объекты инфраструктуры — будь то ведьмин пряничный домик или грибочки, в которых живут крошечные феи, пиратский корабль или даже каменный мост, ведущий в логово троллей, — почему-то надкусаны. Что это за ужасный зверь, который сметает всё на своём пути? Это великан Робин-Бобин-Барабек или огнедышащий дракон? Да нет — это обычный единорог. А вы не знали, что эти существа не такие-то белые и пушистые?
Приключения единорога по имени Оскар начинаются, когда он выгрызает несущую балку на собственной конюшне. В поисках нового дома он продолжает поглощать всё, что плохо лежит, поэтому ему нигде не рады. Разве что в логове такого же прожорливого великана. Сможет ли Оскар выбраться из западни и найти друзей?
Работа Картера и Дайсона внушает читателю уверенность, что на свете всегда есть человек, который примет тебя таким, какой ты есть. Вот и с книгой стоит поступить так же: в ней есть как неоспоримые достоинства (обаятельная рисовка и нестандартный сюжет), так и неоднозначные шутки — глуповатые, но, честно говоря, очень смешные.
Джори Дорн, Пит Освальд. «Так поступают динозавры!»
Если единорог Оскар постоянно что-то жуёт (чего от единорогов, вообще-то, не ждут), то динозавр Гарри имеет более предсказуемое хобби: он рычит. Самый смак — это подкрасться к ничего не подозревающим пассажирам на автобусной остановке или детишкам на площадке, а потом — ка-ак рявкнуть! И смеяться, наблюдая, как людишки разбегаются кто куда. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается, и однажды Гарри понимает, что больше не может рычать. Виновата в этом, правда, не проснувшаяся совесть, а всего-навсего болезнь горла. Удастся ли динозавру не издать ни единого звука за целую неделю, как советует его лечащий врач?
«Так поступают динозавры!», как и работа Фридмана и Бирна «В этой книге паук!», угодила в категорию «Прикольные книжки». Действительно, нравоучительных речей в ней на первый взгляд вроде бы не найти. А на второй? То-то и оно.