Текст: Наталья Рыжова
Самые известные произведения Джона Ирвинга, «Правила Дома сидра» (1985), «Мир глазами Гарпа» (1978) и «Молитва об Оуэне Мини» (1989), принесшие ему славу и - благодаря успешным экранизациям - финансовую стабильность, появились задолго до конца XX века. Но и в XXI веке их рано списывать в архив. О чем нам рассказала Наталья Рыжова, студентка прозаического семинара А. Г. Волоса Литературного института.
Каждый, кому знакомо имя Джона Ирвинга, знает о его особом видении мира. Дело не в том, каков мир на самом деле, а в том, каким его представляет себе писатель. Вы не найдёте в его романах историй о любви, преодолевающей все преграды на пути к счастью; нет здесь и героев с безупречной репутацией, готовых прийти на помощь в любое время. Нет, нет.
Джон Ирвинг не подскажет вам, как правильно, не сделает вас хуже или лучше, не раскроет секрет счастливой жизни. Но именно в компании его книг вы поймёте, что путь каждого человека уникален и хорош по-своему.
Моё знакомство с романами Ирвинга произошло несколько лет назад вполне случайно. Впрочем, как посмотреть: я не смогла пройти мимо книги под заманчивым названием «Правила Дома сидра». Сразу возникло много вопросов: что это за правила такие? Чему меня хочет научить автор? Уж не в очередной ли раз навязать свой субъективный опыт под видом неких «правил»? А выяснив, сколько там страниц, я ужаснулась: уж не графоман ли передо мной? Неужто это произведение действительно настолько интересно, что не отпустит с первой по шестисотую страницу? Но всё же я решилась. И меня ждало не разочарование, а настоящее очарование: очарование жизнью, которой дышала каждая страница. Я тонула в другом времени и в ином пространстве.
Судьба Гомера Бура, казалось, была предопределена. Мальчик-сирота, выросший в приюте Сент-Облако вдали от больших городов и не способный ужиться ни с одной семьёй с самого младенчества. Доктор Кедр, горячо любящий мальчика, понимая, что Гомер неотделим от приюта, начинает учить его медицине, найдя в его лице преемника. Но жизнь делает крутой виток, и Гомер покидает Сент-Облако. Вдали от своего наставника ему предстоит познать самого себя и найти своё предназначение.
Ирвинг поднимает вечные вопросы: долг, нравственное взросление, ответственность перед собой и перед близкими.
Следуя за каждым персонажем, переключаясь с одного на другого, проникая в их тайные мысли, мечты, становясь рядом с ними, задумываешься: а как поступила бы я на их месте? Выбор - то, что делает нас теми, кто мы есть; но как мало мы задумываемся над своими решениями!
«Правила Дома сидра» — многоплановый полифоничный роман. Здесь много лиц, много характеров, не похожих друг на друга. Объем - не самоцель. Ирвинг заселяет каждую страницу своим уникальным персонажем, стараясь не просто написать о герое, но раскрыть всё его нутро перед читателем, показать и его прошлое, и его настоящее. Комизм, грустная ирония, с который пишет автор, создают эффект «улыбки сквозь слезы».
И, разумеется, приятно найти что-то своё потаённое, будто бы услышать собственный внутренний голос. Таким голосом для меня стала Дженни Филдз — героиня другого романа Джона Ирвинга «Мир глазами Гарпа». Это прямо-таки святая женщина, не готовая мириться с навязанными взглядами общества, в котором испокон веков правят мужчины. Внутренняя сила и стойкость — вот то главное, что определяет Дженни.
Я не боюсь говорить о вымышленном персонаже как о личности, потому что для меня каждый герой книг Ирвинга - живой.
Дженни Филдз не только ломает сложившиеся устои, пишет феминистический роман, но при этом остаётся матерью, готовой помочь и поддержать своего сына в любой, даже противоречащей её убеждениям ситуации.
2 марта 2020 года Джону Ирвингу исполняется 78 лет. Он начал публиковать романы в 1968 году, в совсем другую эпоху. «Миру глазами Гарпа» - 42 года; «Правилам Дома сидра» - 35; но Ирвинг не останется писателем только ХХ века. То, о чем он пишет, всегда важно и современно. Откровенность и неприкрытая правдивость — не пережиток. Наоборот: именно они дадут возможность по-новому взглянуть на проблемы дня сегодняшнего.