САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Санкт-Петербург в жизни и творчестве современных писателей

О своем городе на ММКЯ рассказали Евгений Водолазкин, Андрей Аствацатуров и другие писатели-петербуржцы

Текст и фото: Дарья Щеглова

Дискуссию начал Андрей Аствацатуров словами о том, что русские классики, вообще-то, не были в восторге от Петербурга. "Например, Пушкин, несмотря на «Люблю тебя, Петра творенье», всей душой стремился обратно в Михайловское. Судя по повести «Невский проспект», Гоголь тоже не был поклонником Петербурга. Другое дело — русский Серебряный век, который чувствует и передает яркую, потрясающую гармонию города. Здесь Мандельштам, Бродский, Ахматова, Пастернак, Андрей Белый».

"А расскажите о вашем Петербурге", - попросила писателя модератор дискуссии, Ирина Барметова.

«Мой Петербург — Петербург окраин, я вырос не в центре. А в спальном районе в то время здесь жила интеллигенция. Мой вам совет,


если вы приезжаете в Петербург, идите на Петроградскую сторону».


"А я живу на Петроградской, - подхватил Евгений Водолазкин. - И все мои герои действуют здесь. Кстати, Дмитрий Быков тоже любит эту сторону. Петербург обладает двумя качествами: места метафизического и места, которое аккумулирует энергию власти. Это объединение порождает апофеоз, который закончился с Серебряным веком. Получилось, энергия власти ушла в Москву, в Петербурге осталось метафизическое начало. Здесь у людей другое мироощущение. Есть что-то в испарении этих болот, что способствует развитию искусства. Литература Петербурга всегда трагична. Трагедия — это не когда на тебя падает кирпич, или когда под ногами взрывается канализация. Трагедия может возникать от ясного осознания смертности. Идешь по Петербургу, там такое странное сочетание людей и призраков. Там жил Ремизов, здесь Обломов, рядом Достоевский, Раскольников. И это все не ушло, оно продолжает жить, превращаясь в некую энергию, метафизику».

"А себя вы бы как охарактеризовали? Есть ли вы в петербургском тексте?" - поинтересовалась Ирина Барметова.

«Конечно, себя я причисляю к петербургскому тексту, хотя родился в Киеве».

Совсем по-другому город воспринимает Евгений Бабушкин:

"В Петербурге есть такая пословица: «В Москве много разного, но всё лучшее в Петербурге». Я так считаю, несмотря на то, что вырос в петербугском "Битцевском парке". Когда я там жил, я ощущал, что я живу на берегу чудовищного, равнодушного океана. Петербург воспитывает в петербуржце языческое отношение к себе.


Если сводить драму Петербурга к одной формулировке: это сочетание огромных амбиций и очень маленьких бюджетов.


Несмотря на это, Петербург, может, единственное место в России, где есть островок модерна. Петербуржцы как будто не обращают внимания на реальность. Их не заботит материальное. Как было в 20—30-е годы, так и осталось. Это не призраки, это мы. Но не прекрасно ли это?"

Ирина Барметова, продолжала защищать Москву: "Всё же жить в городе-музее тяжеловато. Даже в тапочках на улицу не выйдешь".

Наконец, микрофон перешёл к Анастасии Строкиной, которая сейчас живет в Царском селе. Писательница рассказала про детство на 14-й линии, прочитала стихотворение, где она остравитянка Васильевского и поделилась новостью о выходе книги для детей про мальчика и кота. В этой книге писательница адаптирует петербургские мифы, чтобы было понятно детям. Сама повесть будет построена как маршрут по городу, где прошло детство Анастасии.

Напоследок петербуржцы посоветовали прочитать книгу Сергея Носова "Тайная жизнь петербургских памятников", чтобы лучше понять и почувствовать город.