САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Найти слова

В Петербурге поставили спектакль по книге «Время сердца. Переписка Ингеборг Бахман и Пауля Целана»

Фото: пресс-служба театра
Фото: пресс-служба театра

Текст: Светлана Мазурова

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени А.А. Брянцева представил на Новой сцене премьеру «Дай найти слова». Спектакль основан на документальной переписке двух выдающихся авторов двадцатого века – писательницы Ингеборг Бахман (1926–1973) и поэта Пауля Целана (1920–1970), в своем творчестве переосмысливших художественный язык послевоенного времени.

Премьеру объединяют два события: проект «Год Германии в России», запустившийся осенью прошлого года, и столетие со дня рождения Пауля Целана, отмечавшееся в ноябре.

Книга «Время сердца» - не только многолетний диалог (длиною в 19 лет) между двумя крупнейшими фигурами, но и история большой любви, рассказанная от первых лиц. Впервые она появилась в репертуаре мирового театра.

Редкие и короткие встречи. Жить вместе не получается. Он женится, у нее появляется мужчина, но переписка не прекращается…Переписка творческих личностей, поставленная на сцене. Что сразу приходит на память: «Милый лжец» (диалог вели драматург Бернард Шоу и актриса Стелла Патрик Кэмпбелл), «Письма 1926 года» – переписка поэтов Рильке, Марины Цветаевой и Бориса Пастернака.

Над инсценировкой работала драматург Екатерина Августеняк. Перевод с немецкого: письма - Александр Белобратов, Татьяна Баскакова, стихи - Алеша Прокопьев. Екатерина Августеняк на этом проекте и драматург, и сценограф, и художник по костюмам. «Интересно преодолевать профессиональные границы, это помогает совершать открытия», - считает она. И рассказывает:

- Письма Бахман и Целана похожи на небольшие литературные произведения. Мы попытались воплотить в спектакле (и в инсценировке) то, что есть в книге: выражение чувств в ситуации «дай найти слова», процесс связи, преодолевающей расстояния. Работать было очень интересно. Есть история любви – но она не ключевая, за ней – конфликт происхождения (Целан из репрессированной еврейской семьи, а отец Бахман состоял в НСДАП).

Здесь наслаиваются и послевоенная травма, и творческие проблемы – признания, самоидентификации, взаимодействия с языком, с текстом. Можно сказать, что слово — один из главных персонажей спектакля.

Хотелось создать пространство, где происходит диалог двух поэтов на каком-то потустороннем уровне, он никогда не прямой. Нам помогали переводчики Татьяна Зборовская и Алёша Прокопьев - уточнениями, редактурой. Стихи вплетаются в ткань спектакля. За поэзией хочется следовать, пригласить в нее зрителей... Другой персонаж – тьма. Это важный образ для Целана. Наш композитор Дмитрий Власик довольно точно сказал о том, что взаимодействие актеров в спектакле происходит как движение космических тел по своим орбитам. Именно на этом уровне к их диалогу можем подключиться мы, из нашего времени.

Это дипломный спектакль актера ТЮЗа имени А.А. Брянцева Андрея Слепухина. Премьера его дебютной режиссерской работы «Случайность» состоялась в прошлом году в сотрудничестве с командой петербургского театра post.

- Речь идет о тонкой пограничной ситуации, когда непонятно - это персонажи или актеры? – поясняет режиссер. - Как хорошие стихи, которые не бывают однозначными. В существовании актеров хотелось добиться этой пограничности. Когда я смотрю на сцену, у меня возникают аллюзии на Ингеборг и Пауля - благодаря некоторым нюансам, характеру актрисы и актера. Всё – через ассоциации, впечатления, работу зрителя. «Дай найти слова» - эта фраза Ингеборг Бахман. У нее был период, когда она не писала целых пять лет, замолчала. Не могла найти слова, перестала верить в язык. Поиск слов для них, поэтов, это важно. Одна из версий, почему Целан завершил жизнь самоубийством – он не мог больше писать стихи, как раньше.

В спектакле заняты молодые артисты Алиса Золоткова и Иван Стрюк.

- У нас не было речи о создании персонажей - Ингеборг и Пауль, - поделились они. - Есть наше восприятие героев, но мы не играем их. Главный герой – текст, который говорит за себя. Наша задача – максимально чисто и точно передать слова («дай найти слова»). Построение фразы, формулирование мыслей проявляет человека. Каждый из них проявляется через композицию, комбинацию мыслей, писем. История эта очень личная, и мы надеемся, что у каждого сидящего в зале она отзовется какой-то собственной историей, темой.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Санкт-Петербургский ТЮЗ отметил 99-летие. Один из первых профессиональных репертуарных детских театров мира был основан режиссером и педагогом А. А. Брянцевым и открылся 23 февраля 1922 года спектаклем «Конёк-Горбунок». Этот спектакль долгие годы остается «визитной карточкой» театра.