САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Забытый классик. Алексей Писемский

Исполнилось двести лет со дня рождения Алексея Феофилактовича Писемского

Исполнилось двести лет со дня рождения Алексея Феофилактовича Писемского / godliteratury.ru
Исполнилось двести лет со дня рождения Алексея Феофилактовича Писемского / godliteratury.ru

Текст: Павел Басинский (писатель)/РГ

Вот пример писателя, который легко мог бы стоять рядом с Толстым и Достоевским, в крайнем случае рядом с Лесковым, но нет, затерли, забыли. Лескова-то все-таки вернули в синклит классиков XIX века. А Писемского забыли.

Он родился 11 (23) марта 1821 года в селе Раменье Чухломского уезда Костромской губернии. Происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Одним из его знаменитых предков был святой преподобный Макарий Желтоводский. У его родителей, Феофилакта Гавриловича и Евдокии Алексеевны, было десять детей, но из всех выжил лишь Алексей. Свое детство Писемский описал в романе "Люди сороковых годов". Это к вопросу о том, как хорошо было бы родиться в XIX веке. Детская смертность даже в дворянских семьях была чудовищной.

В 1844 году окончил физико-математическое отделение философского факультета Московского университета со званием действительного студента и был определен в число канцелярских чиновников Костромской палаты государственных имуществ в чине губернского секретаря; затем по прошению был переведен в московскую палату государственных имуществ по хозяйственному отделению, где стал помощником столоначальника по лесному отделению. Был уволен со службы в 1847 году - "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам". Но через некоторое время обстоятельства снова заставили вернуться на службу. Он вообще много служил и вышел в отставку в довольно высоком чине - надворного советника.

Заниматься литературой и журналистикой он начал в 1848 году в журнале Михаила Погодина "Москвитянин". При этом всю жизнь не разделял славянофильских взглядов, как и западнических. Он искал "третий путь".

Историк русской литературы Дмитрий Мирский писал о его взглядах: "Основой его мировоззрения навсегда остался скептический здравый смысл вместе с сильным русским самосознанием; чужестранное его не интересовало, но ни Россию, ни русских он не идеализировал и не разделял националистического идеализма славянофилов".

А.Ф. Писемский не разделял славянофильских взглядов, как и западнических, и искал "третий путь"

Его литературным дебютом стал рассказ "Нина" - обыкновенная история о романтической девушке, превратившейся в заурядную обывательницу. Но настоящую известность принесла ему повесть "Тюфяк" с ее фотографически точным воспроизведением жизни. И наконец славу ему принесли роман "Тысяча душ" и драма "Горькая судьбина", которая с огромным успехом прошла в Александринке. Его стали много издавать и переводить за рубежом.

Критик Павел Анненков писал о "Тюфяке": "Тут била прямо в глаза русская мещанская жизнь, вышедшая на Божий свет, торжествующая и как бы гордящаяся открытой дикостью, своим самостоятельным безобразием".

Писемский, не любя дворянства за его праздность, никогда не льстил и мужикам.

Но дворянства он особенно не любил, что отразилось в романе "Взбаламученное море", который, как "Бесы" Достоевского и "Некуда" Лескова, принадлежит шедеврам "антинигилистического романа".

Он особенно не любил дворянства, что отразилось в его романе "Взбаламученное море"

И вот этого писателю простить не могли. Началась травля со стороны либеральной печати. Впрочем, Писемский и сам не скрывал своих консервативных взглядов. Например, в своих статьях он откровенно выступал против того, чтобы к ученикам классических гимназий учителя обращались на "вы". Он много чего писал, что возмущало либералов.

Травля была такой, что он был вынужден уехать из Петербурга в Москву.

В конце жизни слабел его дар. Новые вещи: "Люди сороковых годов", "Масоны", "В водовороте" не приносили читательского успеха. В это же время его младший сын покончил жизнь самоубийством, а вскоре и старший тяжело заболел.

Современники отзывались о нем по-разному. Одни писали, что он "был человек добродушный, с глубокой жаждой справедливости, чуждый зависти и при всем сознании своих заслуг и дарований удивительно скромный".

Другие отмечали в нем возрастную депрессию и пристрастие к водке, которое усилилось после самоубийства сына. Вот как описывает посещение Писемского знаменитый юрист и общественный деятель А.Ф. Кони:

"Он отстранил рукой налитый ему стакан чаю и, налив большую рюмку водки, выпил ее залпом, ничем не закусив. Через несколько минут он повторил то же самое и угрюмо замолчал, неохотно отвечая на вопросы. Через десять минут он выпил третью рюмку. Я взглянул вопросительно на бедную Екатерину Павловну. Она с печальной улыбкой в ответ мне пожала плечами и с затаенным страданием посмотрела на мужа".

Он скончался 21 января (2 февраля) 1881 года в Москве. Похоронен в Новодевичьем монастыре.

"Мастером литературного рисунка" называл его Тургенев.

"Это большой, большой талант", - писал Чехов.

А что касается его скепсиса и нежелания вступать ни в одну из "партий", за что, собственно, он и подвергся травле и забвению, то этот скепсис порождался сомнениями в эффективности крестьянской реформы, и здесь он был абсолютно прав. Об этом написал тот же Павел Анненков: Писемский "был совершенно свободен от розовых надежд на освобождение".

Почему? Да потому, что крестьян "отпустили" фактически без земли. И еще потому, что он лучше других знал крестьянскую психологию. Он понимал все трудности, с которыми столкнутся реформаторы, и предвидел, чем это закончится.

И это понимал не только "реакционер"-Фет, но и "демократ"-Некрасов. Как писал он: "Распалась цепь великая, распалась и ударила одним концом по барину, другим по мужику".

Источник: rg.ru