Текст: ГодЛитературы.РФ
Дискуссия, модератором которой выступила книжная обозревательница Клариса Пульсон, вращалась вокруг вопроса: действительно ли пятисотлетняя "гутенбергова цивилизация" уступила место новой парадигме, в которой не любить и едва ли ни вовсе не уметь читать, в частности - читать художественную литературу, стало нормальным и не мешает жизненному успеху?
Денис Драгунский - античник по образованию, автор нескольких романов и множества рассказов (а также, редкий случай, "герой" классических детских рассказов своего отца, Виктора Драгунского), напомнил: "Есть навык и есть привычка. У меня есть навык вставлять замок в дверь, но нет такой привычки, я не занимаюсь этим профессионально. Чтение - это именно навык".
Андрей Геласимов - писатель, сценарист, мастер семинара в Литинституте, сослался на опыт своего сына - университетского преподавателя: его студенты привыкли, что всякая компьютерная игра начинается с подробных вводных, и просят: "дайте нам tutorials, как читать"!
Опытный читатель, Денис Драгунский, признал: иногда ему достаточно прочесть 5-6 страниц книги, чтобы понять, что это и стоит ли читать дальше?
"Как сохранить удовольствие от чтения?" - вопросил Геласимов. И к слову рассказал захватывающий сюжет из истории средневековой Руси, вычитанный им только что у Костомарова.
Денис Драгунский косвенно ответил, что западные беллетристы просто технически лучше пишут.
- категорически постулировал он.
Геласимов в свою очередь признал, что дело только в конкуренции. Литература потеряла свое уникальное преимущество в качестве доставщика информации. В чем с ним согласился и старший коллега.
Но при этом, продолжил Андрей Геласимов, нарратив и потребность в нём всегда останется. Писатель - носитель уникального дара создания историй. О чем лауреат НацБеста не устает напоминать своим ученикам на семинаре в Литинституте.