САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Transhumanism Inc.»: Поле Пелевина

Очередная отчетная книга Виктора Пелевина за 2021 год наглядно показывает справедливость известного правила телекомиков: «Новые шутки придумывают те, у кого старые недостаточно хороши»

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка с сайта издательства
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка с сайта издательства

Текст: Михаил Визель

Виктор Пелевин. Transhumanism Inc. - М.: Эксмо, 2021

Ежегодный маркетинговый аттракцион под названием «новый роман Пелевина» давно стал подобен еженедельному телешоу «Поле Чудес»: неизменный ведущий, который нам давно как родной, старательно делает намеки, что в коробке какой-то совершенно необыкновенный приз, а верные зрители старательно ахают: что бы это могло быть?! И вот неожиданность – это новый пылесос!

600-страничная книга, на сей раз называющаяся Transhumanism Inc., конечно, не совсем пылесос, но степень унификации с предыдущими моделями достаточно высока. Перед нами снова пытливые юные герои (вторую книгу подряд это описанная с большой симпатией умная и решительная молодая девушка, что косвенно может свидетельствовать о благоприятных переменах в наглухо закрытой личной жизни Виктора Олеговича), пытающиеся постичь сокровенные тайны мироздания. Для этого они ведут философические беседы с разнообразными демоническими сущностями, включая хорошо знакомого поклонникам Пелевина вампира Раму и даже перекочевавшее из прошлогоднего «Непобедимого солнца» солярное божество (не говоря уж про упоминания искусствоведческого «гипса» и «айфака» из одноимённого романа). Снова в ходе этих бесед под покровами повседневности обнажатся многоэтажные онтологические бездны, преимущественно виртуальные. И, разумеется, текст снова окажется нашпигован двусмысленными каламбурами и довольно циничными филологическими шутками. Вот сгущенный образчик стиля:

Вел передачу игуменитарий Максимилиан, прогрессивный научпоп в золотых ризах, покрытых рекламой дружественных сервисов.

А еще – автор снова не отказывает себе в удовольствии обрушиться на литературных критиков:

Поскольку никаких событий в изящной словесности не происходило, главным содержанием литературной жизни Добросуда [«Доброго государства». – МВ] была затяжная война Шарабан-Мухлюева с богатыми косметическими влиятельницами, комментирующими литературу. Они занимались этим не потому, что интересовались художественным словом — их целью было захватить сегмент «интеллектуальное бьюти» и дать на этом скалистом рубеже последний бой полуголым влиятельницам-малолеткам, которые гарантированно не стали бы нырять в такую парашу.

Но какой, собственно, механизм собран из этих проверенных и унифицированных узлов? О чем в книге идет речь?

На сей раз многоочитый автор описывает «зеленый мир», возникший после глобального потепления на обломках «карбоновой цивилизации». Население резко сократилось и рассредоточилось из мегаполисов по деревням и усадебкам, на смену автомобилям снова пришли чипированные лошадки. Еще человечество – во всяком случае, граждане возникшего на русскоязычной территории «Доброго государства» – снова стратифицировалось на новую аристократию, новое купечество и так далее вплоть до крепостных холопов. Впрочем, все функции последних (включая сексуальное ублаготворение барина) выполняют практически бесчувственные, но всегда счастливые благодаря своей прошивке биороботы. А еще здесь есть скоморохи с бум-балалаями и даже загадочные дикие кочевники – грозные тартарены. А еще – кукуха, то есть универсальная внешняя периферия встроенного в мозг чипа, наркотик туман

Поначалу кажется, что это просто «мир Сорокина» – «Метели», «Теллурии» и особенно недавнего «Доктора Гарина», но отличие быстро обнаруживается. И состоит оно в том, что мир этот управляется банкирами. «Экая новость! – фыркнет читатель. – Да и какая же это фантастика?» Но Виктор Пелевин и здесь обыгрывает двусмысленность. Его банкиры не только управляют банками, но и сами сидят в банках – в самых что ни на есть обычных, литровых: тела банкиров давно исчерпали ресурсы омоложения, но предприимчивым создателям стартапа Transhumanism Inc., укрывшимся под именами Розенкранца и почему-то Гольденштерна, удалось обеспечить вечную активность их мозгов, хранящихся в особых контейнерах в подземных хранилищах. И обретающихся в десятиуровневом виртуальном раю – с уровнем комфорта согласно цене.

Для более выпуклого описания этого «гибридного мира», где «попасть в банку» стало синонимом «попасть в рай», толстая книга разбита на семь связанных друг с другом новелл. Их герои – уже упомянутая энергичная боярышня Маня; утончённый японский фехтовальщик; простецкая любовная парочка; сам правитель Доброго государства (носящий в этой фазе его существования странноватый титул «бро кукуратор»); любовный треугольник виртуальных котов (заставляющий заподозрить знакомство Пелевина с модными «Днями Савелия» – настолько вдумчиво автор описывает кошачью психологию); влюбившийся в киберхолопку бунинствующий помещик (оммаж «трипперным бунинским сеновалам» из «Чапаева и Пустоты»); и наконец, солярный бог, homo overclocked, «человек разогнанный», венчающий эту тщательно выстроенную и подогнанную виртуальную пирамиду.

Затейливо и наотмашь; но что же видится автору самой жгучей проблемой современности? Разве не для понимания этого «нерва времени» подвергаемся мы ежегодному ритуалу чтения нового романа Пелевина?

Пожалуй, ничего, кроме очередного напоминания «все идет по пла-а-ану» (на сей раз – голосами киберскоморохов), не выжмешь из этого объемного сочинения. Фантасты по-прежнему конструируют реальность. Но мы всё чаще называем их «сатириками» – потому что конструкции их воплощаются в реальность гораздо быстрее, чем может наступить формально описанный Пелевиным XXIV век. Не успеет остановиться и колесо «Поля Чудес».