Текст: Татьяна Шипилова
С самого начала нужно отметить, что это лишь проектная модель. Окончательная демоверсия ЕГЭ-2022 будет выложена в конце сентября, тогда и можно будет посмотреть и ужаснуться. Сейчас просто смотрим и готовимся не паниковать.
Итак, давайте разбираться.
Как и было заявлено в перспективной модели еще в декабре прошлого года, количество заданий сокращено с 17 до 12 – убрали часть «тестовых» вопросов.
В части с эпическими текстами (в нее входят отрывки из прозаических, драматических и лироэпических произведений) оставили 4 вопроса:
- на определение жанра (видимо, в этом вопросе могут спросить еще про род и направление);
- на хорошее знание текста (будут спрашивать фамилии персонажей, какие-то детали);
- задание на соотнесение (либо соотнести персонажей с произведениями, либо персонажей с цитатами / описаниями / судьбами);
- вставить два подходящих термина в аналитический текст.
В части с лирическим произведением осталось 3 вопроса:
- вставить два подходящих термина в аналитический текст (тут, видимо, тоже будут спрашивать род / жанр / направление);
- совсем простой вопрос про вид рифмовки (видимо, здесь может еще попасться про размер);
- выбрать три средства художественной выразительности из пяти, которые есть в представленном стихотворении.
В принципе, это не хорошо и не плохо. Ну будет меньше времени уходить на выполнение тестов, хотя они и так решались за две минуты. Ну да ладно. Радует, что оставили «развернутые» вопросы на терминологию, это существенно помогает при анализе в написании самих сочинений.
Сочинения 8, 9 и 15, 16 теперь стали 5, 6 и 10, 11 соответственно. И в них уже наблюдаются существенные изменения.
Во-первых, сочинения 5 и 10 предполагают выбор из двух тем, что напоминает формат ОГЭ.
В сочинении 5 одна из тем получается более узкой, вторая – более широкой. И там и там есть подводные камни. Посмотрим, опираясь на демонстрационный вариант (дан отрывок из "Ревизора"):
5.1. Как внутреннее состояние городничего, показанное в данном фрагменте, повлияет на дальнейший ход событий в пьесе?
5.2. Критик В.Г. Белинский, полемизируя с автором пьесы, утверждал, что именно городничий является главным героем «Ревизора». Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.
Первая тема – вопрос на анализ данного фрагмента. Вторая тема – вопрос на осмысление авторской позиции. И если первый вариант кажется легче, то сложность тут в том, чтобы ограничиться анализом, а не уйти в пересказ, за что очень многие ученики теряют баллы. Сложность же второго варианта в том, что ученик должен хорошо знать не только текст, но и авторскую позицию, зато здесь сложно сбиться на пересказ.
Задание 6 (которое раньше было 9) упростили: теперь для сопоставления нужно брать одно произведение, причем можно выбрать даже из зарубежной литературы. И тут тоже есть свои нюансы: с одной стороны, вспомнить одно произведение легче, чем два, да и времени остается больше; с другой – теперь основной упор делается не на те произведения, которые вспомнил и сопоставил ученик, а на данный текст изначально и выбранный самим учеником. То есть все равно нужно хорошо знать и текст, из которого дан фрагмент, и текст, приводимый для сопоставления.
В общем, все равно придется читать весь кодификатор, поблажек не будет!
В задании 10 (которое раньше было 15) тоже даны две темы на выбор. По сложности они примерно одинаковые, никаких особых вопросов вызвать не должны.
Но тут мы видим в проектной модели стихотворение… Шекспира! 116 сонет. «В школе хотя бы до какого-нибудь сонета добраться, а тут аж 116!» – подумают многие, что, безусловно, верно, но все же давайте посмотрим на сами задания:
10.1. Какие грани любовного чувства отражены в приведённом сонете У. Шекспира?
10.2. Как метафорический ряд во второй и третьей строфах сонета помогает понять идею произведения?
И видим мы, что знать все 154 сонета необязательно, обязательно просто уметь анализировать лирику, а русская она или зарубежная – это уже не столь важно, тем более все самые известные переводы зарубежных классиков выполняли классики отечественные.
Задание 11 (раньше 16) тоже упрощено – вместо двух стихотворений теперь нужно подбирать одно, и это, безусловно, намного упрощает жизнь ученикам: и учить наизусть можно чуть меньше, и времени на сочинение тоже уйдет чуть меньше.
Что касается второй части, то нововведений тут два:
1) тема 4 предполагает возможность обратиться к зарубежной литературе, но можно брать и только отечественную.
2) появилась тема 5 на стыке дисциплин. Она вызывает больше всего вопросов, потому что даже в демоверсии тема «Какие эпизоды романа Л.Н. Толстого «Война и мир», с вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора? (С опорой на текст произведения)» вызывает большие вопросы. Известно, что на апробации сочинения на тему 5 были не очень высокого качества, поэтому, возможно, вводить подобное пока не будут. Ну а даже если введут, то ничего существенного не изменится: художники / дизайнеры / режиссеры получат возможность самовыражения, только нельзя забывать, что в первую очередь здесь требуется анализ литературного произведения, а не своего к нему отношения.
Теперь максимальный первичный балл за все задания - 55 (раньше был 58).
Ну и самое главное – и печальное – нововведение: критерий за грамотность. Аж целых 5 первичных баллов, которые потом переводятся в 9 итоговых баллов – это очень много. И это обидно. Есть экзамен по русскому языку, где проверяется грамотность и не пишется такое количество сочинений в очень сжатые сроки. Почему в экзамен по литературе вводят 5 баллов не за, собственно, литературоведение, а за русский язык, – непонятно. Почему тогда в историю / обществознание / географию не ввести критерий за грамотность? Или историки и географы не должны быть грамотными?
Этот последний критерий навевает грусть, но еще раз: пока это только проектная модель. Все точно узнаем в сентябре–октябре.
А пока напоминаем, что подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ можно с нами. Подробности здесь.