САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Изменения в ЕГЭ-2022 по русскому языку

Компромиссные усложнения

pixabay.com
pixabay.com

Текст: Иван Родионов

Итак, сначала о главном: перспективная модель экзамена, появившаяся на сайте ФИПИ ещё в конце прошлого года, пока в жизнь не воплощена, а разработчики предложили нам компромиссный вариант. И слава богу: заявленные ранее усложнения были достаточно радикальными, а кое-какие новые задания (например, гипотетическое 22-е) - абстрактными, недоработанными и попросту мутными. Подробнее о предыдущем перспективном проекте можно прочитать на нашем сайте в статье "Перспективная модель ЕГЭ: плюсы и минусы".

Что же всё-таки поменялось? И насколько одиннадцатиклассникам станет труднее сдавать экзамен по русскому языку?

Спойлер: будет немного сложнее, но жить можно.

Самое масштабное изменение: первое задание теперь совсем другое. Раньше, как мы помним, там был компактный текст из трёх предложений, и нам нужно было выбрать варианты ответа с верно переданной главной информацией. Теперь всё иначе. Текст разросся до внушительных размеров (сопоставимых с размерами текста сочинения на ОГЭ. Структурой же текст скорее похож на изложение), а выбор верных вариантов почти превращается в полноценный стилистический анализ. И если средства выразительности и так отрабатывались (26-е задание), то теперь придётся повторять типы лексики, грамматические особенности текста и стили речи – последнего в ЕГЭ раньше не было совсем.

Для наглядности приведём примеры из демонстрационного варианта, предлагаемого ФИПИ.

Трёхчастный текст про экологию. Нам предстоит выбрать верные из пяти вариантов ответов. Отметим: сколько именно верных ответов, неизвестно (в варианте ФИПИ таковых целых четыре – вместо привычных нам по прошлой версии двух). Примеры слов/средств/терминов для экономии места опустим (но они есть):

  1. Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины и тематическая группа слов, отражающая проблематику текста.
  2. Использование метафор, антонимов, сравнений способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям (Прим. моё: мне кажется или этот вариант как-то криво сформулирован?).
  3. Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные, конструкции с существительными в родительном падеже.
  4. Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых - ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.
  5. Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора - сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.

Правильный ответ – 1234. И действительно – представленный текст очевидно не относится к научному стилю речи, а указанные в вариантах ответов синтаксические, лексические средства и тропы, а также грамматические особенности в тексте вполне себе имеются. Интересно: как разработчики будут придумывать неверные варианты под это дело? Приводить художественные средства, которых нет в тексте? Или давать приёмам неправильные характеристики? В любом случае, теперь ученикам придётся уделять больше внимания комплексному анализу текста, а учителям – расчехлять классические брошюрки А. Б. Малюшкина, позволяющие этот самый комплексный анализ отработать.

Ещё одно значимое изменение. Видимо, составителей ЕГЭ допёк проходной характер девятнадцатого задания (на сложноподчиненное предложение с определительным придаточным), и отныне оно не уступает по сложности двадцатому. Помните эти бесконечные конструкции со словом "который"? А теперь это задание выглядит примерно так (взято из открытой демоверсии на сайте ФИПИ):

Если (1) мне хотя бы в малой доле (2) удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда (3) то я буду считать (4) что выполнил свой долг перед литературой.

Наконец, несколько несущественных, но интересных изменений.

1. За задание 16 (на однородные члены и сложносочиненное предложение) теперь даётся два балла вместо одного. То есть максимальный первичный балл теперь не 59, а 58. Как и было в позапрошлом году.

2. Кроме того, в задании 16 сейчас не фиксированное количество правильных ответов (два), а неопределенное - их может быть сколько угодно.

3. Стал строже К8 оценки сочинения. Раньше за три пунктуационные ошибки можно было получить два балла, теперь – только один.

4. Задания 25-27 считались заданиями с повышенным уровнем сложности. С этого года все задания ЕГЭ по русскому языку – базовые. Правда, эта "смена статуса" ни на что, в общем-то, не влияет.

Вот, собственно, и всё. Остаётся порадоваться, что заявленные в прошлом году изменения в полном объёме так и не были реализованы. А нынешние если и способны подпортить жизнь будущему выпускнику, то совсем немного.

А мы напоминаем, что подготовиться к ЕГЭ можно с нами. Подробности здесь.