САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Умерла Мариэтта Чудакова

Причиной смерти стал коронавирус

Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org

Текст: ГодЛитературы.РФ

21 ноября в возрасте 84 лет в реанимации больницы в Коммунарке умерла российский литературовед, доктор филологических наук, писательница, мемуаристка, общественный деятель, педагог, специалист по творчеству М.А. Булгакова Мариэтта Омаровна Чудакова. Об этом сообщила ее дочь на своей странице в фейсбуке.

3 ноября стало известно, что Мариэтта Чудакова заболела коронавирусом, несмотря на то, что полтора года не выходила из дома. С 9 ноября литературовед находилась в больнице.

"Умерла Мариэтта Чудакова - один из главных людей эпохи, жесткая, не всегда видевшая собеседника, трогательно заботившаяся о друзьях и коллегах, прекрасная, всегда боровшаяся за добро и правду, служившая только Свободе и ничему больше, сумевшая напечатать ЗДЕСЬ, в СССР, свои работы о Булгакове, Зощенко, Олеше, образцовый комментарий к трудам Тынянова (вместе с А. П. Чудаковым и Е. А. Тодеесом)… Очень большой филолог и человек, борец…" - написал в фейсбуке литературовед Олег Лекманов.

Мариэтта Чудакова родилась 2 января 1937 года в Москве. В 1959 году окончила филологический факультет МГУ. Начала публиковаться в 1958 году. В 1959-1961 годах в одной из московских школ преподавала русский язык и литературу. В 1964 году, после окончания аспирантуры, защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Творчество Эффенди Капиева». В 1965-1984 годах работала в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. Ленина. Лауреат Премии московского комсомола (1969). С 1970 года член Союза писателей СССР. В 1980 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук по теме «Печатная книга и рукопись: взаимодействие в процессе создания и функционирования (На материале художественной прозы и науки о литературе 1920—1930-х годов)».

С 1985 года начала преподавать в Литературном институте им. М. Горького. С 1988 года в качестве визит-профессора преподавала в ряде американских и европейских университетов. С 1991 года член Европейской Академии.

В 1994-2000 годах работала в составе Президентского совета (консультативного органа при президенте РФ), а также состояла членом Комиссии по вопросам помилования при президенте РФ.

Автор более 200 научных работ и статей в области истории литературы XX века, истории филологической науки и литературной критики. Являлась председателем Всероссийского булгаковского фонда, а также ответственным редактором Тыняновских сборников. Среди ее книг: "Эффенди Капиев" (1970), "Мастерство Юрия Олеши" (1972), "Беседы об архивах" (1975), "Поэтика Михаила Зощенко" (1979), "Рукопись и книга. Рассказ об архивоведении, текстологии, хранилищах рукописей писателей" (1986), "Жизнеописание Михаила Булгакова" (1988), "Избранные работы. Т. 1. Литература советского прошлого" (2001), "Нехорошая лестница" (2009) и др.

Павел Басинский, писатель/РГ

Одной только наукой заслуги Мариэтты Омаровны не исчерпываются. Это был удивительно разносторонний человек - филолог, педагог, писатель и общественный деятель с отчетливой позицией защитника либеральных ценностей. И еще - гуманист. В 1994-2000 годах она состояла в Комиссии по вопросам помилования при президенте РФ.

Но, конечно, для русского читателя ее главной книгой остается первая научная биография Михаила Булгакова. Его жизнеописание, вышедшее в 1988 году в издательстве "Книга" в знаменитой тогда серии "Писатели о писателях", была настоящим прорывом в области изучения биографии и творчества одного из главных писателей ХХ века. По сути, она заложила основы булгаковедения.

Нами, студентами Литературного института, эта книга зачитывалась до дыр, в институтской библиотеке за ней записывались в очередь.

До этого были "Мастерство Юрия Олеши" и "Поэтика Михаила Зощенко". А всего в ее научном багаже более 200 работ по русской литературе и филологии ХХ века.

Вместе с мужем, другим выдающимся филологом, Александром Чудаковым они составляли элиту нашего литературоведения. Много лет она была преподавателем кафедры новейшей литературы Литературного института. Слушать ее лекции было счастьем.

В последние годы Мариэтта Омаровна неожиданно для многих нашла себя в прозе о подростках. И здесь тоже проявился ее редкий, разносторонний талант.

В жизни она производила впечатление неутомимого человека. Она была неугомонной, стремительной, всегда жестко, с азартом готовая отстаивать свою позицию. Она уж точно не была похожа на ученого сухаря и кабинетного человека. Скорее - на "шестидесятницу", дерзкую, задиристую и всегда как бы "в бою". Порой коллеги ее побаивались, но уважали. В ней был душевный стержень. И еще - авторитет безукоризненного специалиста в своей области.

Прощайте, Мариэтта Омаровна!

Источник: rg.ru