САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Тонкий лёд опасен

На non/fictio№23 состоялась презентация книги Дарьи Серенко "Девочки и институции" с участием Ксении Чарыевой, Марии Кувшиновой и Романа Волобуева

Фото: Дарина Копытова
Фото: Дарина Копытова

Текст: Дарина Копытова

Дарья Серенко – российский общественный деятель, писательница и поэтесса. Первой её книгой был "Тихий пикет", выпущенный издательством "АСТ" в 2020 году.

Новую книгу "Девочки и институции", вышедшую в "No Kidding Press" (2021), представили на ярмарке как сама автор, так и иллюстратор Ксения Чарыева, режиссёр Роман Волобуев и кинокритик Мария Кувшинова, написавшая предисловие.

Жанр, определённый Дарьей Серенко, – цикл. Обсуждение отчасти выстроилось на типологическом сравнении книги с сериалом Романа Волобуева "Последний министр".

"У Даши эта книга проистекает из её опыта работы на позиции девушки, выполняющей какие-то функции. У тебя из каких наблюдений сложился этот мир, ты, насколько я понимаю, в государственных учреждениях не работал?" – уточнила Ксения Чарыева у режиссёра.

"Нет, но у меня много друзей служили в таких структурах, я много о них слышал. Меня всегда поражало, что и в Советском Союзе, и в России государственные институции состояли в основном из женщин. Шестерёнки как мускулы, как кровь – это всё женщины. Когда тебе не ставят штамп, это обычно делает женщина средних лет с очень добрым лицом, которая занимает какую-то должность ниже среднего. Они всегда мне были очень интересны, я ими восхищался. Как они крутят шестерёнки, зачем – про это книжка Даши".

На обложке книги "Девочки и институции" — изображение коллективного тела, сплетённых между собой девочек. Ксения Чарыева, автор иллюстраций, рассказала о генезисе текста и его визуальном воплощении: "Даша представляет себе эту книжку как смесь древнегреческих ритуальных фиксаций и киберпанка. Я опиралась на её видение и сам текст".


"Иногда, когда я смотрела на всех, будучи в мрачном и мнительном настроении, мне казалось, что девочки существуют только по пояс — а под столом их нет, там только переплетение разноцветных проводов, передающих сигналы куда-то дальше" (Дарья Серенко. "Девочки и институции").


Мария Кувшинова отметила, что текст Дарьи рождался как документальное описание реальности: "Даша описывала кейсы о пребывании в Государственной галерее. И сначала это был такой обычный рассказ наёмной сотрудницы о том, что ей пришлось пережить. Без ухода в какие-то зияющие высоты. А потом вдруг этот текст начал улетать в какие-то пространства. Как это произошло с твоим текстом, с твоими девочками?"

"У этого текста много реальных предпосылок. Мы кочевали из одной институции в другую, вместе страдали и путешествовали одним клубком, — объяснила Дарья. — В какой-то момент на нас стали давить из-за того, что мы занимаемся активизмом в свободное от работы время. Мы покинули одни институции, вторые, третьи. Я была в опустошённом состоянии после всего. Думала, как мне жить дальше, как справиться. Решила, что не могу замалчивать, прожёвывать этот опыт. И написала статью в «Таких делах». Она называлась «Я ни на что не жалуюсь, и мне всё нравится». В этом материале я собрала анонимные реплики бывших кураторов, администраторов культурного процесса, художников, библиотекарей. Я услышала так много историй, что в какой-то момент они начали спрессовываться внутри меня, а потом эскалировали в книгу".

Роман Волобуев был уверен в том, что клубок, перемещающийся из институции в институцию – это красивая метафора. Режиссёр спросил у Дарьи, так ли это.

"Мы переходили из институции в институцию командами, – рассказала Дарья. – Это часто происходит – когда люди сменяют друг друга. Приходят новые, смотрят на всё с уважением и обожанием, а девочки, которые уже прошли это, смотрят на них с сочувствием. Как у вас в «Последнем министре», когда новенькие девочки, смотревшие с раскрытым ртом на абстрактную Нечаеву (героиня сериала. — прим. автора), спустя год сами в неё превращаются".

Дарья отметила, что этот текст можно рассматривать как документацию и описание одновременно: "Это не значит, что у документации и описания происходящего нет эмансипаторного заряда. Это зависит от того, в чьи руки попадёт текст. Кого-то он может обидеть, кто-то скажет: «Вы зачем из нас сделали коллективное тело?» Кто-то скажет: «А эта книга даёт мне голос» – хотя у меня нет права никому давать голос. Кто-то скажет: «Чувствую эффект узнавания, и он меня спасает, потому что я ни с кем это никогда не обсуждал». Но для меня это, конечно, описание".

Заключительным стал вопрос девушки из аудитории: "Планируешь ли ты ещё писать? Мне очень понравились многие художественные приёмы, и я бы хотела и дальше наблюдать их в твоём творчестве".

"Да, я хочу написать большую форму. Не верю, что она получится, так как я занимаюсь в основном поэзией. Но хочу попробовать".