САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

К 110-летию со дня рождения Александра Гладкова

Драматург и киносценарист родился 30 марта 1912 года. Из коллекции Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ)

 Русский советский драматург и киносценарист Александр Гладков родился  30) марта 1912. К столетию /  РГАЛИ
Русский советский драматург и киносценарист Александр Гладков родился 30) марта 1912. К столетию / РГАЛИ

Текст: Татьяна Мельниченко, ведущий специалист РГАЛИ

  • «Зачем вы пишете пьесы?
  • Вы должны написать «Былое и думы» нашего времени».
  • А.А. Бек
А.К. Гладков. Фото: wikipedia.org

Александр Константинович родился в Муроме, в семье инженера и выпускницы Александровского института благородных девиц. В 1925 г. семья переехала в Москву, где будущий писатель окончил школу-семилетку.

16-летним юношей Гладков начинает печатать свои заметки и репортажи в газетах «Кино», «Рабочий и искусство», «Комсомольская правда», «Рабочая Москва». Но довольно скоро для его статей предоставляют свои страницы журналы «Новый зритель», «Советский театр», а сам автор сосредотачивает работу в области театральной критики. В 1935-1936 гг. он уже заведует литературной частью Студии под руководством Н.П. Хмелева, где вскоре становится и ассистентом режиссера. Одновременно начинается его сотрудничество с Театром им. Вс. Мейерхольда.

Знаменитая патриотическая пьеса в стихах «Давным-давно» − о героине Отечественной войны 1812 г. − была написана Гладковым в 1940 г. Ее премьера состоялась 7 ноября 1941 г. в осажденном Ленинграде, в Театре Комедии (а много позже, в 1962 г., Э.А. Рязанов снял известный фильм «Гусарская баллада»). В последующие годы Гладков пишет пьесы «Новогодняя ночь» («Жестокий романс», 1945), «Первая симфония» (1946, переработана в 1957), «До новых встреч» (1948).

Литературный стиль А.К. Гладкова уже в 40-е гг. можно было назвать рассказом-воспоминанием, где находится место не только творческой рефлексии, но и глубоким размышлениям. Значительную часть своей жизни − в тетрадях и на отдельных листах − писатель вел дневники. Здесь находилось место как нелицеприятным характеристикам современников, так и ярому самоосуждению, причем автор не скрывал, насколько сам страдает от собственного «невыносимого характера» и «бирючества». Гладков откровенно писал о В.Э. Мейерхольде, Б.Л. Пастернаке, О.Э. Мандельштаме, К.Г. Паустовском и многих других. Но это же самоисповедание стоило ему свободы: почти шесть лет, с 1948 г., А.К. Гладков провел в заключении – «за хранение антисоветской литературы». Освободившись в 1954 г., он почти полностью переработал и перепечатал свои дневники. Через несколько лет появились пьесы Гладкова «Ночное небо» (1959), «Молодость театра» (1971). Он был автором киноповести «Бумажные цветы» (1961, в соавторстве с Н.Д. Оттеном), драмы о Дж. Байроне «Возвращение в Миссолунги» (1957-1972). Уже после смерти драматурга, в 1981 г., была опубликована монография о Викторе Кине.

Большой и крайне интересный архив Александра Константиновича Гладкова был передан в ЦГАЛИ в 1976 г., образовав фонд 2590. Его замечательной особенностью стали не только многочисленные рукописи ко всем опубликованным произведениям драматурга, но и его неопубликованные работы, в том числе различные варианты знаменитых дневников. Кроме того, в фонде хранится подробная автобиография Гладкова, его переписка с В.Э. Мейерхольдом, Б.Л. Пастернаком, В.Т. Шаламовым и др., а также материалы родственников писателя.