САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку (27 задание)

Практикуемся вместе перед экзаменами. Комментарии к сочинению ЕГЭ по русскому языку (задание 27)

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Ниже – сочинение формата ЕГЭ по русскому языку, написанное одиннадцатиклассником из города Камышин Волгоградской области, а также разбор этого сочинения. Текст, по которому это сочинение было написано, взят из открытых источников. При желании его можно легко найти в интернете по представленным цитатам. Здесь же приводить этот текст нет никакого смысла. Не только потому, что это увеличит объём разбора, но и потому, что в идеале проверяющий должен считать суть и краткое содержание текста из самого сочинения ученика. По договорённости, имя и фамилия учащегося указаны не будут. Авторские орфография и пунктуация сохранены.

Если хотите получить подобный разбор, отправляйте тексты своих сочинений по русскому языку и литературе на почту shipilova@godliteratury.ru, в теме указывая "Комментарий к сочинению". Подробности здесь.


В тексте Валерия Тимофеева идёт речь о действительно актуальной проблеме: неуважении к простому человеку в масштабах государства. О том, почему вопрос "Кто виноват?" называют исконно русским.

Автор говорит о том, что уровень инфляции не повлияет на жизнь обычной старушки, живущей в ветхом доме. Этим он хочет сказать, что проблемы людей нужно решать напрямую, а не радоваться взлетевшей цене на нефть, думая, что от этого людям станет лучше жить.

Далее, поэт перечисляет насущные проблемы граждан: "Неработающие лифты, перемороженные дома...", чем в очередной раз привлекает внимание к проблеме обычного человека.

Оба примера показывают нам, что потребности отдельно взятого человека не так приоритетны, как хотелось бы, чем придают друг другу убедительности.

Позиция автора ясна – он не остаётся равнодушным к проблемам, указывает на них, прося их решить.

С позицией автора автора тяжело не согласиться, ведь и вправду, человек должен быть приоритетом, от этого выиграют все. Для подтверждения своих слов приведу пример из жизни. С ранних лет нам прививают любовь к спорту, пестря плакатами и лозунгами. Но далеко не в каждом дворе можно найти банальный турник, а беговые дорожки есть только в крупных городах.

В заключение скажу, что при огромном количестве проблем и безразличии со стороны государства, есть выход – помогать друг другу, а в первую очередь тому, кто в этом больше всего нуждается.

208 слов



Комментарий Ивана Родионова (учитель и репетитор с большим стажем, литературный критик, автор видеоуроков по русскому языку в проекте "Год ЕГЭратуры")

Сначала по структуре. Одна из проблем исходного текста сформулирована верно. Всё в порядке с опорой на текст (есть небольшая цитата), приведены два примера-иллюстрации, указана и проанализирована смысловая часть между ними. Позиция автора по исходной проблеме отмечена правильно, согласие с автором обосновано.

Со смысловой цельностью, речевой связностью и абзацным членением текста проблем в сочинении нет. Словарь учащегося достаточно богат и разнообразен.

Из структурных недостатков сочинения:

  • второй пример не содержит авторского комментария по исходной проблеме, да и сам он, особенно по сравнению с первым примером, слишком краток и размыт;
  • кроме того, в примере, приведённом учащимся, также отсутствует вывод-комментарий;
  • наконец, заключение несколько теряет связь с обозначенной в начале сочинения проблемой.

Таким образом, на структурной и речевой составляющих сочинения можно потерять 2-3 балла.

Но есть ещё критерии грамотности. И если с орфографией, фактологией и этикой (К7, К11, К12) в сочинении всё в порядке, то с другими критериями дело обстоит несколько хуже:

  • в третьем абзаце пропущено тире, которым отмечается окончание прямой речи. Либо можно перестроить предложение по-другому – убрать двоеточие, а цитату заключить в скобки;
  • в последнем абзаце перед словами "есть выход" запятая не нужна.

В сочинении есть несколько грамматических ошибок:

  • во втором абзаце нежелательно употребление деепричастия "думая", поскольку предложение в составе сложного, к которому это деепричастие привязано, безличное;
  • в четвёртом абзаце можно наблюдать нарушение построения сложного предложения – из текста выходит, что убедительности придают друг другу потребности отдельно взятого человека;
  • в последнем предложении более уместна конструкция "тем, кто" (вместо "тому, кто").

Есть в тексте речевые неточности и просто спорные места:

  • автор текста назван поэтом. Действительно, это одна из его ипостасей, что отмечено и в исходном тексте. Но почему выбрана именно она? Перед нами не поэтический текст;
  • "Потребности не так приоритетны" – для кого? "К проблеме обычного человека" — почему не к проблемам? Получается какая-то абстрактно-философская "проблема обычного человека";
  • строгое сочинение-рассуждение неожиданно пестрит инверсиями ("идёт речь", "есть выход");
  • слово "вправду" считается просторечным.

Кроме того, кое-где есть и классическая проблема сочинений на ЕГЭ по русскому языку – тавтологии. Особенно это заметно на примере того же слова "проблема" (и его производных).

На критериях грамотности можно потерять от трёх до четырёх баллов.

Таким образом, за это сочинение учащийся получил бы от 18 до 20 первичных баллов (из максимальных 25).