САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку, часть третья (задание 27)

Практикуемся вместе перед экзаменами. Комментарии к сочинению ЕГЭ по русскому языку (задание 27)

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Ниже – очередное сочинение формата ЕГЭ по русскому языку, а также разбор этого сочинения. Текст, по которому это сочинение было написано, взят из открытых источников. При желании его можно легко найти в интернете по представленным цитатам. Здесь же приводить этот текст нет никакого смысла. Не только потому, что это увеличит объём разбора, но и потому, что в идеале проверяющий должен считать суть и краткое содержание текста из самого сочинения ученика. По договорённости, имя и фамилия учащегося указаны не будут. Авторские орфография и пунктуация сохранены.


Какое место в жизни человека занимает учитель? Именно над этим вопросом рассуждает С. С. Яковлев в своём тексте.

Рассказчик предается детским воспоминаниям, особое место в которых занимает учитель литературы, Юрий Викторович. Он смог воодушевить своих учеников: герой замечает, что у них считалось важным знать тексты, что ребята бегали в библиотеку, чтобы прочесть даже редкие книги. На этом примере мы видим мастерство учителя вселить любовь к литературе в детские души.

Далее герой вспоминает, как Юрий Викторович читал вслух. Его чтение было столь проникновенным и даже магическим, что рассказчик признаётся: оно не сравнится ни с чем по силе своего воздействия. Герой связывает самые счастливые минуты своей жизни с читательскими вечерами своего учителя. На этом примере С. С. Яковлев хочет показать, что школьные воспоминания занимают особое место в душе человека, поэтому ученик всегда будет в долгу перед тем учителем, который смог раскрасить его серые будни в детстве.

Дополняя друг друга, данные примеры помогают автору обозначить ту важную роль, которую учитель играет в жизни каждого из нас.

Позиция С. С. Яковлева состоит в том, что воспоминания о любимом учителе врезаются нам в память, ведь именно учителя наставляют нас на правильный путь.

Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что у каждого есть учитель, о котором он вспоминает как о важном учебном наставнике или как просто о хорошем человеке, сумевшем преподавать ему жизненный урок.

Мне вспоминается повесть Чингиза Айтматова «Первый учитель». Главный герой, сам читая по слогам, пытается превратить старый сарай в школу, чтобы обучить сельских детишек. Дюшейн сразу подмечает способности Алтынай и помогает ей не только в учёбе, но и в жизни. Вдохновившись примером самоотверженного учителя, девочка впоследствии становится доктором наук. Автор хочет донести до читателей мысль, что учитель может значительно повлиять на жизнь своего ученика, научить его, вселить веру в себя.

Подводя итог, хочу сказать, что учитель и вправду занимает особое место в душе человека, так как является примером и наставником для каждого ребёнка.

308 слов



Комментарий Ивана Родионова (учитель и репетитор с большим стажем, литературный критик, автор видеоуроков по русскому языку в проекте "Год ЕГЭратуры"):

Начать следует с того, что сочинение хорошее. Впрочем, до некоторых моментов можно «докопаться» и здесь. Как обычно, всё по порядку.

Некоторые проблемы наличествуют с темой сочинения. Точнее, с формулировкой: «Какое место в жизни человека занимает учитель?» Получается, будто речь идёт о настоящем каждого человека, и учитель продолжает напрямую (например, лично) влиять на жизнь человека. Если же подразумевается опосредованное влияние – а так с большой долей вероятности и есть – неуместным кажется «в жизни». Может, лучше «в судьбе»? Разумеется, не всякий проверяющий заострит внимание на подобном нюансы, кому-то он может показаться совсем незначительным – но в формулировках, особенно в таких важных (тема), лучше быть максимально точным.

А так ‐ с примерами из исходного текста, комментариями к ним, смысловой связью между примерами, формулированием авторской позиции, аргументированным согласием с ней, заключением – всё хорошо. Единственное, мне не хватило хотя бы одной прямой опоры на текст – цитаты. Дабы размышления учащегося выглядели ещё более весомыми.

По структурным мини-неточностям, с которыми необходимо поработать. Тема заявлена достаточно широко, а выводы по аргументам несколько разнятся. Первый пример (и вывод) – больше про педагогические таланты учителя, про умение привить интерес к предмету. Из второго примера выводы делаются более масштабные, преувеличенные – кажется, будто учитель был едва ли не единственным человеком, сумевшим раскрасить неимоверно серые будни ученика, за что последний всю жизнь будет в неоплатном долгу перед наставником. Наконец, пример из текста Чингиза Айтматова уравновешивает масштабы предыдущих аргументов. Не лучше ли масштабные обобщения (пример номер два) приберечь на заключение, а комментарии к примерам несколько «приземлить»?

Словарь учащегося не поражает каким-то особенным разнообразием, но и не является бедным. Лаконично, немного суховато, строго.

Так или иначе, структурно всё очень хорошо, а вышеозначенные недочёты – совсем не страшные. Один, максимум два балла – вот и все потери за структуру.

С критериями грамотности всё тоже неплохо. Ошибок немного.

Интересно, как одна инверсия потянула за собой пунктуационную ошибку (единственную на всё сочинение):

  • «Учитель литературы, Юрий Викторович» – именно инверсия. Это не страшно, но при такой очерёдности членов предложения запятая не нужна, так как приложение обособляется, если идёт после определяемого слова. А у нас всё наоборот.

Больше орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок (кроме спорного «учитель может повлиять…вселить веру в себя» – зачем учителю вселять веру в самого себя?) в сочинении нет.

Но речевые неточности есть:

  • «Считалось важным знать тексты» – какие тексты? Как знать – неужели наизусть? Очень тяжеловесное выражение.
  • «Наставляют на правильный путь» – читается как отсылка к фразеологизму «наставить на путь истинный». Но у него совсем другое значение – в исходном примере, кажется, никто на кривую дорожку не ступал.
  • И в последнем абзаце резануло «для каждого». Для каждого на планете Земля? Или для каждого своего ученика?

Впрочем, всё это строгие придирки, и не факт, что всякий проверяющий станет акцентировать на них внимание. На второй части я бы убрал те же самые один-два балла, а всего оценил бы это хорошее сочинение в 21-23 балла.